КОСМОГЕНЕЗИС
И
ШКОЛА

Часть 6.

Таким образом, Космическая эволюция сознания есть Школа Жизни. Процесс обучения каждой индивидуальной монады и многочисленных коллективов монад – бесконечен и периодичен. Он никогда не имел начала и не будет иметь конца, но фазы его активности и латентной потенциальности обусловлены большими и малыми Дыханиями Глобусов, планетных Цепей и Солнечных систем. Периодическое погружение в материю семеричных форм активизирует процессы обучения монад; оставление форм на эволюционном полувитке спирали развития их замедляет.

Так форма или методика являются необходимым условием эволюции сознания. Приспособление к каждой новой материальной или социальной форме и успешное овладение ею дают монаде необходимый опыт познания и совершенствования, который останется с ней навсегда и ляжет новой ступенью на бесконечном пути её духовного восхождения. Но форма – не цель, а путь и средство эволюции сознания. Главная Цель Космической эволюции сознания, как Школы Жизни, есть бесконечное повышение его качества.

Однако человек, лишённый понимания эволюционных процессов, протекающих на макро- и микроуровне семеричного Космоса, склонен считать любую временную форму, в которой оказался, своим единственным и последним прибежищем. Привычка и ограниченность сознания завершают заточение в форме, – она становится главным объектом внимания и поклонения. Этим продиктован и страх смерти, и консерватизм общественных институтов, и агрессивная реакция на всё новое и прогрессивное, входящее в жизнь. Так теряется смысл жизни как непрерывного учебного процесса, и сознание выпадает из потока Эволюции. Поэтому многие разрушительные процессы в социуме и аномалии в Природе, неся с собой очевидные страдания и бедствия людям, в то же время могут способствовать очищению планеты от нагромождения отживших форм и обновлению всей жизни.

Но смещение Старого Мира Новым не есть только внешний процесс. Он незаметно подготавливается внутри общества длительной эволюцией каждого индивидуального сознания и является закономерным итогом большой внутренней работы или учёбы по приспособлению к жизни в этом обществе. Так даже самое консервативное и эгоистическое общество готовит своих могильщиков в лице несмотря ни на что растущих и расширяющихся сознаний. Любая форма должна умереть, как бы сознание за неё ни цеплялось, потому что спираль Космической эволюции сознания не может прерваться. И за рождением и оформлением неизбежно последует разрушение любой формы, как необходимое условие перехода сознания на новый виток спирали развития. Так Брама – Творец, Вишну – Создатель и Шива – Разрушитель дают троичную основу всех больших и малых Дыханий Жизни, и эта Троица определяетВСЁ.

Поэтому капитализм, вместивший в себя остатки всех прежних эгоистических формаций и оформивший до совершенства их некогда грубые и злые черты, будет неизбежно смещён Социализмом и Коммунизмом.

Смещение это идёт давно, но его трудно вывести на поверхность сознания, тем более – массового, потому что оно есть явление исключительно внутреннего порядка. Тем не менее, из истории нам известны и монастыри, и школы тайных Знаний, и духовные общины, как совершенно новые эволюционные общественные структуры, зародившиеся в недрах Старого Мира и существовавшие параллельно с ним. Известно, также, первое в мире Социалистическое государство – Советский Союз, правда, быстро утерявшее свою внутреннюю свободу и творческое начало после ухода его Основателя и погружения сознания его первых и последующих строителей в материю самых грубых форм. Возвращение России на путь Социалистического строительства неизбежно, только сценарий будет отличаться от Октябрьского.

Основоположники марксизма считали, и В.И.Ленин разделял их точку зрения, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы вообще; не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».1 На этом основании революционные марксисты, ставшие впоследствии большевиками, утвердились на мысли, что, изменив способ производства, можно изменить сознание масс.

Сейчас очевидно, что такие представления о мире и человеке могли возникнуть только на почве полного и резкого отрицания правящего в России монархического режима. А монархия опиралась на церковь, и царь считался наместником Бога на земле. Поэтому на слом пошли оба социальных института. И это тем более легче было сделать, что фигура царя из отеческой и солнечной давно превратилась в сатурновскую, пожирающую своих детей. Тысячи и миллионы подданных убиты и искалечены в войнах, замучены в тюрьмах и на каторгах, унижены и оскорблены вопиющей нищетой и бесправием. Церковь, никогда не имевшая ключей от высших Знаний, могла играть лишь роль служанки господствующего класса и разлагаться вместе с ним, погрязнув в роскоши, лени и безнравственности. Монархия в России была обречена. Вырождение этой формы достигло такой степени, что царская династия не могла быть продолжена по прямой линии ввиду неизлечимой наследственной болезни. Болезнь поразила всё общество, и очищение было необходимо. Тем не менее, исходная предпосылка о том, что «бытие определяет сознание», верна лишь отчасти.

Социализм, безусловно, напитывает и намагничивает сознание своих граждан в определённом направлении, но это вовсе не значит, что отдельный человек или класс не может противостоять направлению общего магнита. Иначе, как бы тогда происходили революции, в том числе такие массовые, как Октябрьская в России? Сознание мирится с окружающим его бытием до тех пор, пока не перерастёт его в своём качестве. Но ошибочно думать, что примитивное сознание сможет жить при Социализме или даже Коммунизме. Если содержание не соответствует форме, никакое общественное бытие не удержит человека от разрушения или дискредитации этой формы. Форма вторична, и выбор её производится лишь в соответствии с достигнутым уровнем сознания участников данного коллективного процесса. Именно качество сознания людей определяет ту или иную форму социальных взаимодействий в рамках соответствующей общественно-экономической формации и саму эту формацию при достижении известной критической массы людей. Крушение Социализма в России есть, как раз, результат несоответствия сознания большинства новой форме социальных отношений, которая предназначена лишь для тех, кто Общее Благо ставит выше личного.

Так же не способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы в обществе, но уровень общей культуры или качество сознания его граждан.

Именно, расширение и рост сознания через опыт производственных и социокультурных взаимодействий ведёт к изменению способа производства материальной жизни и смене общественно-экономических формаций. Экономика является лишь одним из аспектов Культуры или одним из путей эволюции сознания земного человечества, и таких путей много. Конечно, передовая форма общественных отношений, каковой является Социализм, может заметно ускорить эволюцию даже не готовых к этой форме сознаний, но лишь в той мере, в какой сами они устремлены к познанию и совершенствованию. Насилие может привести к обратному результату.

Из главной предпосылки, что общественное бытие определяет сознание, вытекает и теория о коммунистическом воспитании молодёжи. При отсутствии знаний о семеричном человеке и Космических Законах, все модели и теории развития носили одноплоскостной характер, в том числе и «эволюционная теория» Дарвина, принятая марксистами в качестве единственно правильной материалистической картины мира; принятая в состоянии конфронтации с идеалистическим учением дискредитировавших себя церковников. Поэтому «коммунистов» в России пробовали выращивать из любого материала, как из пырея – пшеницу на лысенковских грядках. Но и сейчас ещё мало кто понимает, что коммунист – это очень высокая ступень сознания, взойти на которую способен далеко не каждый. Конечно, сама по себе теория коммунистического воспитания – прекрасна. Имея в основе своей знаменитые слова В.И.Ленина о том, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», – она в высшей степени способствовала всестороннему и гармоничному развитию личности и поэтому лучше всего отвечала задачам Космической эволюции сознания.

Более того, Социализм в России, пусть и превратно понятый, впервые в истории земного человечества интуитивно поднялся до понимания необходимости сбалансировать технический прогресс развитием общей культуры своих граждан. Иначе потери человечности и цивилизованного одичания не избежать.

Действительно, развитие производства требует широкого распространения образования и повышение его уровня для формирования необходимого количества квалифицированных кадров рабочих, техников, инженеров и агрономов. В свою очередь научно-технические знания стимулируют прогресс техники и производства.

Так экономика и образование, взаимно питая и поддерживая друг друга, являют собой мощный резонатор научно-технического прогресса, ведущий человечество по пути Эволюции. Однако, если экономическое развитие общества, направленное в основном на удовлетворение потребностей Ветхого человека, не сбалансировать явлением Культуры, питающей человека Нового или Духовного, – эволюция сознания земного человечества существенно замедлится. Поэтому экономика и научно-технический прогресс не могут быть главной целью ни одного человеческого сообщества, если оно хочет продолжить свою эволюцию как космической структуры.

Сейчас человечество окончательно утеряло смысл своего экономического развития, превратив его в самоцель: не экономика для человека, а человек для неё. Никогда раньше экономика не способствовала в полной мере гармоничному развитию личности, тем более – духовному развитию, а теперь и вовсе превратила человека в своего раба. Никакое, пусть даже самое высокоразвитое производство, не имеет своей целью Космическую эволюцию сознания человека. Оно участвует в этом косвенно и частично через производственную необходимость повышения общеобразовательного уровня своих работников и их квалификации. Но если при этом отнять у человека почти все его силы и время, к чему постоянно и неуклонно стремятся поборники капиталистического способа производства, охваченные жаждой наживы и получения сверхприбылей, то человек, как микрокосмическая система, постепенно выпадет из эволюционных процессов Космоса.

Социализм, понятый превратно, делает то же самое.

Так мы приходим к выводу, что не экономика и технический прогресс должны определять и создавать условия для эволюции сознания земного человечества, но наоборот, потребности внутреннего развития общества и каждого его члена должны указать на выбор той или иной общественно-экономической формации и соответствующей системы внутренних ценностей и морали. Однако к этой простой мысли человечество пока не готово. Нет ни одного государства на планете, в котором вся человеческая деятельность и накопленные знания были бы подчинены одной единственной Цели – Космической эволюции сознания своих граждан. Поэтому задача ближайших поколений – такое Государство построить.

Явление Космической эволюции сознания совершенно меняет наши представления о воспитании и образовании подрастающего поколения. И воспитание и образование перестают быть случайными или стихийными явлениями, не носят больше классового или национального характера, лишаются эгоистических и корыстных мотивов и расширяют свои временные и пространственные границы до размеров Вселенной. Возрастные особенности, накладывающие свой отпечаток на процессы воспитания и образования, не могут больше отделять их от общеэволюционного процесса бесконечного познания и совершенствования, в котором участвуют все монады, перешедшие черту дифференцированной материи. Поэтому объектом воспитательно-образовательного процесса теперь становится не ребёнок, подросток или юноша и девушка, а семеричный человек, несущий в себе бессмертную Божественную монаду.

Мы знаем теперь, какой длинный эволюционный путь прошла каждая человеческая монада, прежде чем она предстала перед нами в качестве объекта воспитания и образования. Множество воплощений в разных странах, среди разных народов и социальных групп сделало накопления каждой монады достаточно обширными и своеобразными. Сложный и извилистый путь каждой индивидуальной монады нашёл своё отражение в такой же запутанной и противоречивой истории земного человечества. И хотя все исторические события имеют внешний облик, тем не менее, вызваны они всегда внутренними причинами. Именно, драматическая судьба земного человечества обусловлена внутренней драмой каждой отдельной человеческой монады, в сознании которой идёт непрерывная борьба между добром и злом, светом и тьмой. Борьба эта идёт с переменным успехом, и судьба большинства монад до сих пор не определена.

Отсюда мы можем заключить, что большинство вновь воплощённых Душ, представших перед нами, будут нести в себе зёрна как положительных, так и отрицательных качеств Духа и свойств характера, приобретённых ими на прошлых нелёгких дорогах судьбы. Поэтому мы не можем идеализировать ребёнка так, как делают это те, кто принимают его за белый лист бумаги или считают его безгрешной Душой, в первый и последний раз залетевшей в человеческое тело. Лист вновь воплощённой Души может быть и белым, но не потому, что на нём нет знаков прошлых воплощений, а потому, что они ещё не успели проявиться. Но в течение первых 28 лет – времени полного оборота по Зодиаку Астрологического Креста каждой распятой на нём Личности, все скрытые свойства Души проявятся в полной мере.

Семена добра и зла могут быть принесены из прошлых жизней, а могут быть посеяны уже в этой. И вот когда они начнут прорастать на грядках каждой отдельной молоденькой Личности, – перед родителями, школой и государством обязательно встанет вопрос: что с этим делать? По сути, – это главный вопрос воспитания и образования. Будем ли мы выращивать благородные растения или сорняки? И кто больше должен ухаживать за грядкой растущей человеческой Души, – родители, школа или государство? Кто её должен поливать, пропалывать и вносить удобрения? А может быть бросить её и посмотреть что получится?

На последний вопрос ответить не трудно, и жизнь на каждом шагу подтверждает: сорняки, как более грубые растения, при прочих равных условиях будут расти быстрее благородных и, в конце концов, забьют их, – значит одичание неизбежно.

Душа каждого человека есть арена трудной борьбы добра и зла, но сам он не может, в полной мере, принять в ней сознательное участие, пока является объектом Эволюции. Поэтому бытие определяет его сознание, и коллективный магнит оказывается сильнее личного. Что уж говорить о детях, чей личный магнит только начинает формироваться. Как объекты воспитания и образования, они находятся целиком во власти родителей, школы и общества. Душа маленького человека подвержена самым разнообразным и противоречивым влияниям. Со всех сторон в неё, как в бассейн по трубам, вливается вода, – и чистая, и мутная, и совершенно грязная. И сам ребёнок эти потоки регулировать не может, и взрослые в этом не преуспели.

Качество сознания или утончённость Души определяется частотой вибраций высшего астрального тела как энергетической структуры. Более низкие частоты тяготеют ко злу, высокие говорят о преобладании добродетелей. Душа ребёнка одинаково хорошо восприимчива к веяниям добра и зла, но в своей индивидуальной тональности, которая, в конце концов, и определит его дальнейшую судьбу. Только много воды утечёт, прежде чем эта тональность проявится и истинный древний лик Души проступит через свежие краски недавних педагогических напластований.

Так только личностное становление, которое обычно завершается к 28 годам, может указать на истинное соотношение добра и зла в человеке. А пока ребёнок не стал личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность, и личная воля его не окрепла, ему можно навязать свою волю и закрасить в свой цвет, чем обычно злоупотребляют даже неплохие педагоги и родители и потом заслуженно гордятся своими успехами. Да и сам ребёнок склонен быть хамелеоном, легко впитывая все астральные вливания и ментальные внушения своей социальной среды. Намагничивание сознания потому идёт так легко, что магнит личной воли и астральных желаний ещё не проявлен и не оформлен, а тонкие оболочки бурно растут и в качестве строительного материала берут те энергии, которые окажутся под рукой. Опыт показывает, что для растущей Души не имеет определяющего значения качество окружающих её вибраций. Сорнякам будет хорошо везде, а белая лилия вырастет и у забора. Что же делать, если оранжереи для редких цветов так же редки, как и сами эти цветы; ведь и Христос родился в хлеву. Но если прежние накопления велики, – преображение сознания совершится в срок, и как песок, осыпется скорлупа чуждых воздействий. Конечно, бесконечно жаль множество искалеченных и растоптанных цветов Души, но вера в лучшее Будущее не должна покидать нас несмотря ни на что. Сатья Юга Шестой Расы уже началась, и розы нового сознания будут счастливо цвести под покровом Всевышнего.

А пока молодые Души растут под родительским кровом, школьным кровом и государственным, и эти три неразлучных магнита надолго, если не навсегда, остаются их единственной связью с Богом. Родители помогают Душе – жительнице Тонкого Мира – материализоваться в Мире Плотном. Школа приспосабливает её к жизни в этом мире, снабжая минимумом необходимых для этого знаний. Государство помогает Душе развернуть все свои качества в полной мере и даёт ей новые возможности для дальнейшего познания и совершенствования. Это – общая схема, и она не имеет чётких границ.

Сила магнита растёт с ростом его коллективности, поэтому из трёх магнитов наибольшее влияние на воспитательно-образовательные процессы оказывает государство. Более того, и школа, и сознание родителей намагничены его магнитом, являются его продуктом. Так Душа ребёнка, через сознание своих родителей и школьных учителей, оказывается всецело во власти государства.

Государство влияет на Душу ребёнка и прямо, и косвенно: через конституцию, по которой вся система воспитания и образования находится под контролем государства; через средства массовой информации, пропагандирующие образ жизни и систему внутренних ценностей, принятые в данном государстве; через идеологическую интерпретацию своей истории и патриотическое воспитание своих граждан в духе любви к своей Родине и государству. Одним словом, океан государства стремится воспроизвести себя в каждой капле молодой Души, и чем государство эгоистичнее и консервативнее, тем жёстче и грубее оно это делает.

Государство всегда ставит своей главной задачей приспособить к своим нуждам каждого своего гражданина. А цель любого государства всегда определялась интересами правящей верхушки, и эти интересы никогда не были совершенно бескорыстными. И чем эгоистичнее становились властные структуры, тем дальше удалялось государство от путей эволюции сознания своих граждан. Даже первое в мире Социалистическое государство, провозгласив своей задачей всестороннее и гармоничное развитие личности, всё равно осталось классовым обществом, где сначала были справедливо подавлены интересы бывшего правящего меньшинства, а потом окрепшая машина подавления обратилась на своих же породителей, и пришлось им разделить участь своих недавних жертв.

Так каток справедливости трамбует дорогу эволюции из тех, кто не хочет по ней идти.

Многие педагоги-новаторы недооценивают силу государства, воспитательно-образовательную систему которого они стараются улучшить. Более того, парадоксальным явлением наших дней являются попытки оставить школу на социалистических и даже коммунистических или общинных путях, в то время как всё государство устремилось в противоположном направлении, то есть в капитализм. Возможна ли гуманная педагогика в рамках антигуманного общества, каковым, безусловно, является капиталистическое общество? Можно ли привитые в такой школе лучшие человеческие качества во главе с любовью к ближнему совместить с ожидающей молодую Душу за стенами школы нещадной эксплуатацией человека человеком, сопровождаемой проявлением наихудших человеческих качеств во главе с жадностью, ложью и ненавистью? Можно ли Свет соединить с Тьмой? А ведь каждому такому молодому гуманоиду, чтобы выжить в капиталистическом обществе, придётся пойти к нему на службу, то есть вступить в одну из его земных иерархий, которые все управляются Сатурном или Луной, потому что никаких других иерархий, в том числе и светлых, и Солнечных, капитализм допустить не может, – конституция государства действует на всей территории данного государства, в том числе на территории любой его школы.

Нужно понять, что дело не в самой гуманной педагогике, – она прекрасна, как и другие системы, зародившиеся ещё во времена Советской власти. Речь идёт о стратегии развития, которой все гуманные и общинные системы воспитания и образования не имеют. Школа – лишь один из постоянно действующих магнитов; она сильнее магнита родителей, но слабее государственного. Кроме того, школа представляет собой только короткий возрастной отрезок на достаточно длинном жизненном пути, – она работает с Душой от 7 до 17 лет. А какому влиянию Душа подвержена до 7 и после 17 лет? Хватит ли силы школьного и родительского магнита, чтобы Душа сохранила свои гуманные ростки на всю оставшуюся жизнь, если система внутренних ценностей школы и общества различны?

Коммуна Макаренко состоялась и дала прекрасные результаты, потому что она готовила строителей Социализма для Социалистического общества. Цель Школы совпадала с целью государства – воспитание советского человека и строительство Советского Союза. Магнит Школы и магнит страны Советов были детерминированы одной фохатической Идеей – Идеей государства социальной справедливости и Общего Блага. Здесь не было противоречия: государство поддерживало Школу, а Школа укрепляла государство своими лучшими выпускниками.

Сейчас ситуация изменилась кардинально, и мы не можем этого не видеть. Российское государство открыло настежь все свои окна и двери для буржуазной морали или, точнее, аморальности; Западная система внутренних ценностей усиленно навязывается всем гражданам нашей страны, – и тем, для кого капитализм желанный гость, и тем, у кого он вызывает отвращение. Через систему законодательной и исполнительной власти, средства массовой информации и всеми другими тайными и явными тропами правящая верхушка страны занята сейчас целенаправленным перемагничиванием сознания своих граждан от идеалов Добра и Света к эгоистическим целям Зла и абсолютной Тьмы. Солнце нам закрыли Сатурном и Луной, Христа заменили Антихристом, Социализм перевернули на капитализм, мораль превратили в аморальность и вместо Будущего устремили нас в Прошлое. Можем ли мы этого не видеть или думать, что одна наша школа, какой бы хорошей она ни была, может противостоять плохому государству?

«Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя». Вопрос школы надо решать не в рамках той или иной системы воспитания и образования, а в рамках государства. И как советскую школу и систему социалистического и коммунистического воспитания молодёжи удалось реализовать не в царской России, а в Советском Союзе, так и школы Нового Мира смогут цвести и приносить плоды познания и совершенствования не в капиталистической России, а в Новом государстве Культуры.

Примечания.

  1. К.Маркс,Ф.Энгельс.Соч.,изд.2,т.13,с.7.

    Сергей Мамонов.

    Впервые напечатано в 2005 году в журнале «Звенигород».

    Посылайте вопросы, дополнения, иное мнение на multa-sergey@mail.ru