КОСМОГЕНЕЗИС
И
ШКОЛА

Часть 3.

Что же делать? - Думать.

Проблема заключается в том, что при полной внутренней свободе, которой обладает человек как система микрокосмическая, двигаться он может только в двух противоположных направлениях, - либо вперёд, либо назад. Или он учится и совершенствуется в рамках вполне определённой для данной Расы, Глобуса и планетной Цепи Программы эволюции, или выпадает сначала из своего Класса монад, а потом и из своей эволюционной Волны, то есть переводится на более низкую по своему развитию планету. Поэтому нужно сделать сознательный выбор - куда двигаться? Эволюция не терпит насилия, но есть ограничения объективные, накладываемые на всякую свободу формой, вне которой сознание не может индивидуализироваться и расти; и ограничения коллективного порядка, регламентирующие пребывание монады в мире других таких же форм, чтобы их неизбежные и полезные для эволюции сознания взаимодействия и столкновения не приняли характер разрушительных процессов.

Так мы попадаем в эволюционный коридор под общим названием мораль или нравственность, что одно и то же. Выйти за невидимые стены этого коридора можно, но это приведёт только к задержке в эволюции. Мораль является той ограничительной формой, вне которой произрастание человека духовного или Нового невозможно. Конечно, в первых человеческих Расах границы этой формы достаточно размыты и условны, потому что должны были вмещать всё полусознательное и потому безответственное человечество. Однако каждый новый приход великих Учителей Жизни неизменно восстанавливал утраченные ранее и проводил новые, ещё более строгие линии между тем, что можно делать, и чего нельзя. Так и Христос говорил: «Если бы Я не пришёл и не говорил, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения во грехе своём».1

Не все моральные уложения, передаваемые из поколения в поколение в виде законов, заповедей, обрядов и традиций имеют Божественное происхождение, - многие были затемнены по невежеству или искажены сознательно. Так же в разные исторические эпохи понятие греха очень отличалось у разных народов. И многие поступки, как, например, многожёнство или военное насилие и грабежи, поощрялись. И даже целые социальные институты, такие как, например, рабство в Древней Греции и Риме, со всеми сопутствующими ему негативными явлениями, не считалось чем-то плохим или аморальным.

Однако есть заповеди, которые носят универсальный характер на всех этапах превращения человека душевного в человека духовного. Законы Моисея: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги, не завидуй, - являются порогом на пути духовного восхождения и отделяют состояние дикости от цивилизованного состояния человеческого сообщества.2

Заповедь не убивай не является формальным запретом, но связана с Космической эволюцией сознания. Действительно, речь ведь идёт не только об отнятии у Души её физической оболочки, - запрет касается ничем не оправданного разрушения любой формы всех Царств Природы, поскольку любая форма - от камня до человека - является вместилищем Божественной монады и сама выстроена из многих монадических макросистем. Необдуманно разрушить такую форму, - значит затормозить эволюцию монад, её составивших. Конечно, более высокое Царство живёт за счёт низшего или равного себе, но при этом эволюционный уровень монад не снижается, эволюция продолжается, только в других биосистемах. Что касается человека, то его физическое тело представляет собой особую ценность, так как человек является венцом Природы и органически включает в себя все её низшие Царства. На создание физического человека, да ещё приспособленного к особым условиям Земли, ушли сотни миллионов лет и огромные затраты энергии многих иерархий Разумных Сил нашей Солнечной системы. И поэтому уничтожение этой формы, кроме особых случаев, есть преступление против Эволюции.

Заповедь не прелюбодействуй наполнится особым смыслом, если принять во внимание всю сложность воспроизводства физической формы человека, которая должна отвечать растущей, в процессе эволюции, утончённости Души. Снизить качество вновь создаваемого физического тела, значит затормозить эволюцию Души, идущей на очередное воплощение. Поэтому изначально таинство соединения двух Начал сопровождалось благословением всего общества и его Небесных Покровителей. Более того, всегда считалось, что тела двоих может соединить только третий - Душа ребёнка. Души людей соединяет любовь, а их тела - только Душа будущего сына или дочери, за жизнь которых на Земле они несут равную ответственность перед Богом и людьми. Соединение мужского и женского тела не для продолжения рода, а животного удовольствия ради, является прелюбодеянием независимо от того, в браке это происходит или нет. В этом случае впустую растрачиваются творческие энергии, которые необходимы для утончения и расширения сознания каждого человека как творческого участника общеэволюционных процессов всего Космоса. Не случайно, поэтому, со времён Лемурии рост человека сократился более чем в 4 раза, и если так будет продолжаться, то очень скоро мы превратимся в серых мышей с длинными хвостами малоизлечимых болезней.

Заповедь не кради важна с точки зрения отказа от чувства собственности. Даже наше тело и Душа не принадлежат нам в полной мере, поскольку являются временными энергетическими образованиями, как жильё и одежда. Единственной нашей собственностью является Божественная монада как частица вечного стихийного Огня, окружённая такими же огненными накоплениями нашего индивидуального сознания. У человека душевного его низшие оболочки - физическое тело, эфирный двойник и высшее астральное тело - представляют собой тонкоматериальные проводники соответствующих энергетических потоков: обычной пищи, Праны и Камы. Эти потоки нельзя перекрыть, потому что человек питает ими свои тела, но они должны находиться под контролем разума. Нарушение равновесия приведёт к гипертрофированному разрастанию одного из тел или всех вместе.

Так заповедь не кради помогает скоординировать работу всех проводников и в первую очередь тела низших желаний, поскольку вещи являются лишь результатом кристаллизации более тонких энергий и служат для удовлетворения простейших желаний и чувств. Так же эта заповедь прямо говорит, что ни один человек не имеет права паразитировать на теле Природы и на других людях, поскольку явление абсолютного эгоизма не входит в понятие эволюции. Получение и отдача всегда уравновешены таким образом, чтобы качество всех активных оболочек непрерывно повышалось, и низшие подчинялись бы высшим, а не наоборот. Так тело Желаний может использовать Интеллект для своего непрерывного утончения, которое приведет, в конце концов, к открытию Сердца, а вместо этого оно приспосабливает низший Манас к обслуживанию своих животных инстинктов. Конечно, во времена Моисея заповедь эта понималась буквально, но эгоизм многолик, и в наши дни это стало особенно заметно.

Так заповедь не кради отсекает всё лишнее, что мешает процессу эволюции сознания.

Всякая ложь есть грубое искажение действительности, и поскольку человек живёт в Мире иллюзий, то обман только усугубляет ситуацию. Истина объективно затемняется при погружении в материю семеричных форм, но ложь создаёт вокруг монады восьмую сферу, в которой сознание сначала кристаллизуется, а потом начинает разрушаться. Так обман есть следствие самообмана и потому свидетельствует о болезни Души. Можно избежать болезни, если последовать заповеди не лги. Лечение не будет простым, так как ложь почти всегда не бескорыстна. И опять мы возвращаемся к явлению эгоизма - главного бича земного человечества. Поэтому заповедь не завидуй так же актуальна сегодня, как и во времена Моисея, и до него.

Выполнение заповедей Моисея много облегчится, если постоянным напряжением воли ослабить магнит Ветхого человека и подчинить влиянию человека Нового или Духовного, который один только может быть до конца бескорыстным и честным. Однако невозможно достичь этого в течение только одного воплощения, как учит Православная церковь. Просветление сознания достигается многими воплощениями, каждое из которых может стать (а может и не стать) очередной ступенькой духовного восхождения. Так все люди ходят по земле, но Душа их от воплощения к воплощению поднимается из Царства Тени в Царство Света, если, конечно, она не покидает эволюционного пространства, ограниченного начальной моралью.3

Миллионы лет Лемурийской, Атлантической и Арийской Расы потребовались, чтобы цивилизовать земные народы. Однако и сейчас мы не можем утверждать, что процесс этот завершён окончательно. Люди так же убивают друг друга, прелюбодействуют, лгут, крадут и завидуют, как и во все времена. Тем не менее, колесо эволюции остановиться не может, и те, кто в своём внутреннем устремлении к познанию и совершенствованию сумели подойти к границе светотени, переходят в совершенно новое эволюционное пространство заповедей Христа или высокой морали. На этой невидимой черте заканчивается расширение сознания в мире проявленных форм с целью изучения и овладения их внутренней природой. Трудный процесс длительных манипуляций с собственностью, в конце концов, завершается приобретением устойчивых навыков владения формой и положительных качеств характера. Так достигнутый, невиданно высокий, уровень утончённости рукотворных форм и их бесконечное разнообразие и многофункциональность ясно свидетельствуют о значительной трансмутации сознания в направлении повышения качества со времени первых Лемуро-Атлантов до наших дней.

Кроме того, у границы светотени устанавливается, наконец, внутреннее равновесие между понятиями личного и Общего Блага, и при дальнейшем движении к Свету явление отдачи начинает всё больше преобладать над потреблением и стяжанием. В Царстве Света внутренний человек начинает светиться как Солнце, и чем больше он возрастает в Добре, тем жизнь его светлее. Поэтому все эгоистические общественно-экономические формации прежних веков, такие как рабовладельческий строй, феодализм, монархия и капитализм, росли и совершенствовались именно по пути внесения и возрастания в их среде прогрессивных социальных элементов, которые, увеличиваясь в числе, эволюционным или революционным образом неуклонно продвигали человечество к свободе, равенству и социальной справедливости, то есть к Социализму.

Процессы индивидуального совершенствования всегда опережают коллективные, которые требуют значительного времени на согласование свободных воль. Кроме того, изначальное распределение монад по Классам говорит о разной скорости их духовного совершенствования. Поэтому продвижение массового сознания человечества через великое многообразие социальных форм и явлений никогда не было простым делом. Более того, именно одиночки, давно или недавно миновавшие границу светотени, проложили пути и тропинки в Царство Света, по которым медленно бредёт остальное человечество; настолько медленно, что иногда кажется стоящим на месте или вообще идущим вспять. Но это не так. Просто монады, исчерпавшие прогрессивный потенциал существующих социальных форм, уходят на Небо в ожидании качественного изменения ситуации на земле, а на их место приходят отставшие в своём развитии монады, для которых даже старые формы жизни оказываются вполне эволюционными. Так и школьники, окончившие школу, покидают её, а на их место приходят другие, чтобы пройти тот же путь. Так одни и те же общественно-экономические формации, как классы средней школы, могут сохраняться неизменными на протяжении веков и тысячелетий, и индивидуальные сознания, их наполняющие, могут существенно повышать своё качество. Поэтому хорошо, что сейчас, к концу Арийской Расы, на Земле представлены все когда-либо существовавшие социальные формы, - такое разнообразие даёт возможность каждой монаде выбрать, какой тип общественных отношений и способ производства ей ближе по качеству сознания, и воплотиться в данной местности и государстве. И пока эти общественно-экономические формации устраивают людей, до тех пор их существование будет оправдано.

Однако уже перешедшие границу светотени в прошлых жизнях, при новом воплощении на земле могут испытать значительные трудности в поисках приемлемых для своего внутреннего развития коллективных форм жизни. Никакие эгоистические формы производственных и общественных отношений современной жизни не могут устроить их в полной мере, потому что это означало бы снижение их эволюционного уровня. Поэтому во все времена существовали монастыри, общины и другие школы тайных знаний, однако из-за большой специфики своей внутренней жизни, они не могли быть полезны всем. Но неизменным прибежищем для всех ищущих Света оставалась Культура - хранительница нетленных сокровищ Духа.

Так область высокой морали - это область Культуры, которая открывает широкие пути дальнейшего познания и совершенствования.

Вся безрадостная история земного человечества ясно говорит о том, что эволюционный переход через Царство Тени является самым трудным. Действительно, материя чувств загрублена настолько, что Солнечный Свет едва просматривается. Идти надо вперёд, а Луна тянет назад, в животное состояние, и магнит Луны сильнее Солнечного на всём пути до границы светотени. Объективно материю нельзя считать злом, какой бы грубой она ни была. Не существует зла вне человека, и приходит оно на Землю только через него. И волевое вторжение в чужую судьбу не с эволюционными, а с откровенно эгоистическими устремлениями, безусловно, порождает зло. Последствия могут быть самыми разными, но раны, нанесённые другой Душе, затягиваются особенно трудно. При этом образуются кармические узлы, развязать которые в дальнейшем будет совсем не просто.

Так законы Моисея вынужденно ограничивают самые грубые проявления злой воли, иначе человечество никогда бы не смогло выйти из животного состояния. И то обстоятельство, что сейчас эти законы находятся в наибольшем небрежении, вовсе не означает, что они потеряли свою актуальность. Напротив, когда открыты Врата в Новый Мир для всех, ступени восхождения становятся видны особенно ясно.

Явление зла неизбежно как следствие растущего сознания. Каждая монада начинает формирование своего высшего астрального тела в животном Царстве и заканчивает его уже в человеческом теле. Рост животной души, как рост и оформление любого организма, сопровождается преобладанием потребления психической энергии над её выделением. (Но это не вампирический процесс, в результате которого энергия просто передаётся от одержимого к его невидимому одержателю и дальше по цепи иерархии тёмных сил.) Поэтому Душа, в своём эволюционном движении ещё не покинувшая Царство Тени, отличается откровенно эгоистическими проявлениями. Ей всего кажется мало: вещей, жилья, денег, хлеба, зрелищ и удовольствий. Можно отдать такой Душе всю планету со всем, что на ней находится, и всё равно ей будет мало. Эта ступень сознания отвечает стадии юной кометы, собирающей звёздное вещество в своих долгих странствиях по Вселенной, пока она не превратится в Новое Солнце. Так и молодая человеческая Душа, пройдя через многие Расы, народы и государства, рано или поздно оформит своё высшее астральное тело и праведной жизнью доведёт его до состояния светимости. Но пока этого не произошло, и человеческие желания не знают меры, внешние ограничения морального порядка неизбежны. Однако одними ограничениями продвигать эволюцию сознания человечества невозможно. Законами можно пресечь побеги зла, но корень зла - невежество - останется нетронутым и даст новые ростки, если не просветить сознание Светом образования и Огнём премудрости Божьей. Поэтому во все времена Культура была тем благодатным основанием, на котором внутренний человек рос и совершенствовался. И школа была той универсальной формой, в которой единственное эгоистическое желание - больше знать - удовлетворялось в полной мере.

Формирование тела мысли позволило человеческой монаде подняться на следующую ступень эволюционной лестницы и сделало её животным разумным. Именно мысль отделила человека от животного. Не труд сам по себе, - трудятся все Царства Природы, потому что живут, но мысль легла в основание самосознания. Известно, что первый импульс к развитию интеллекта младенческого человечества был дан в конце Третьей Расы Руководителями нашей планеты и Солнечной системы. И с тех пор, на протяжении последующих Рас и миллионов лет, усилиями всё тех же Махатм и группы передовых представителей земного человечества, интеллект получил огромное и даже гипертрофированное развитие, если говорить о дне сегодняшнем. Эта просветительская деятельность учителей всех звеньев иерархической цепи кажется тем более грандиозной, что свет мысли не должен гаснуть даже на короткое время, иначе одичание неотвратимо. Более того, ни один родившийся младенец не станет человеком разумным, если с первых дней не начать развитие его интеллекта. Так каждый ребёнок должен пройти путь всего человечества от его младенческого состояния до возраста зрелого ума. И потому огонь мысли, как огонь домашнего очага, будет гореть вечно.

Работа мысли по утончению человеческой души и просветлению сознания напоминает картину пахтания мирового вещества светящейся материи. Спиральные вихри фохата вонзаются в астральное естество животной души и разделяют его на кванты, каждый из которых становится явленным магнитом, отвечающим с этого момента на притяжение магнита Духа и Космического Магнита. Так Свет Разума постепенно проникает на самое дно человеческой души, тени зла отступают и замещаются Светом Добра; цивилизованный человек становится культурным, и грешник - праведником. Преображение сознания - процесс длительный, но цепь озарений не должна прерываться.

Явление Добра есть видимое, но чаще невидимое действие сердца, способствующее эволюции сознания растений, животных, человека или многих людей. Настоящее добро - большая тайна, и носители добра уже открыли в себе Божественную природу. Так рассказывают, что когда Аполлоний Тианский посетил индийских Мудрецов, которые утверждали, что им известно ВСЁ, он спросил их: «Кем же вы себя считаете?» - «Богами» - ответили они. - «А почему?» - «Потому что мы добрые люди».4 Только добрый человек может чувствовать себя по-настоящему счастливым, ибо ему есть что отдать. И отдаёт он не потому, что хочет этого или должен отдать, - добро есть состояние Души, которая не знает компромиссов. Доброе сердце помогает и ближним своим, и дальним, но всегда во имя целей далёких. И даже если помощь эта наполнит сосуды худые, Свет доброго сердца только усилится.

Так добро есть масло неугасимой лампады Духа.

Подняться в область Добра и Света не просто, и потому эти явления никогда не были массовыми. Можно понять, насколько область высокой морали недоступна современному человечеству, если даже начальная мораль не считается обязательной несмотря на миллионы лет цивилизованного существования. Заповеди Христа рассчитаны на достаточно просвещённое сознание с оформленным высшим астральным телом и интеллектом, что может стать итогом только очень длительного цивилизованного и культурного развития. В области высокой морали стены эволюционного коридора существенно раздвигаются, включая более широкий спектр жизненных явлений, и одновременно заметно утончаются, делая акцент не на поступках, а на чувствах и мыслях человека.

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».5 - Гнев, как явление возбуждённого астрала в его низшей октаве, есть, безусловно, возвращение ко злу, и потому он не может входить в дальнейшую эволюцию сознания за чертой светотени. Гнев есть бессознательная генерация чёрного огня, который одинаково разрушительно действует как на свой источник, так и на объект воздействия; повреждена может быть не только аура, но и более глубокие структуры внутреннего человека. Невидимое воздействие злобной психической энергии может оказаться намного сильнее физического насилия, но современное цивилизованное общество за это не судит, а напрасно.

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём ».6 - Физическое тело человека есть бессознательное животное, которое может незначительным усилием воли своего хозяина приводиться в энергетические состояния достаточно широкого спектра - от сильного возбуждения до полного покоя. Поэтому главная жизнь человека проходит внутри плотного тела, и это есть жизнь его тонкого и огненного тел. В свою очередь, Космическая эволюция сознания всегда протекает в направлении повышения его качества, а вместе с ним растёт и ответственность за все сознательные и бессознательные движения внутреннего человека, потому что чем выше качество энергий, то есть частота вибраций, тем сильнее эффект от их воздействия. Поэтому в лаборатории высоких энергий могут находиться лишь люди, прошедшие специальную подготовку. Так заповеди Христа определённо указывают на повышенную ответственность за жизнь в верхних слоях Тонкого Мира. И поскольку высшее астральное тело в Тонком Мире так же хорошо видно, как и физическое тело в Мире Плотном, то его нечистоту скрыть невозможно. Поэтому не имеет значения, какое тело грешит - плотное или тонкое, владелец их будет осуждён исключением из дальнейшей эволюции сознания, до тех пор, пока не очистит сердце своё от страстей и пороков.

Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Методы борьбы с ними были детально разработаны Святыми Отцами первых веков Христианства.7 Миновать этот опыт высокой морали и пройти сразу в сферу Мудрости и духовного Огня вряд ли удастся: горение астрала будет столь сильным, что невыносимые страдания закончатся бегством и глубоким погружением в материю всё тех же грубых форм на пространстве ещё больших страстей и пороков.

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую».8 - Внешние враги суть продолжение внутренних, поэтому бессмысленно воевать с самим собой. Лучше раскаяться и признать своё поражение, которое тогда обернётся победой. Именно, не имеет смысла защищать своего Ветхого человека, - он должен быть трансмутирован и распят на кресте судьбы, иначе духовное восхождение невозможно. Ответить злом на зло, значит надолго связать себя с источником зла, и развязать потом этот узел будет не легко. Дело не в том, что нельзя ответить злом на зло - каждый свободен в своих проявлениях, но надо знать, что потом своё зло придётся искупать самому. Поэтому любое внешнее зло можно воспринимать как искушение.

Иное отношение ко злу, направленному против Природы и других людей. Защита их от зла будет помощью в продолжении эволюции их сознания, следовательно, противление злу есть добро. Если сопротивление злу невозможно вне себя, всегда можно бороться с ним внутри себя, потому что и внешнее, и внутреннее зло имеет единую природу - низкое качество энергий, и единую основу - невежество или отсутствие Знаний. Так линия между непротивлением злу и борьбой с ним сокрыта в сердце каждого человека, и чтобы пройти по ней в Будущее, надо её увидеть.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».9 - Доброе сердце не может ненавидеть или проклинать. Но в современном человеке оно расколото надвое, - одна часть принадлежит Царству Тени, другая - Царству Света. Преодолеть эту двойственность поляризованного астрала - необычайно трудная задача. Её невозможно решить одним усилием воли, - кроме лицемерия ничего не получится. Сердце должно набухнуть от Добра и Света, и тогда в нём не останется места злу, и оно откроется от переполняющего его счастья. Но люди потеряли ключи от счастья, потому столько вокруг обижающих, проклинающих и врагов. И это не удивительно, потому что Четвёртый Глобус и Четвёртый Планетарный Круг нашей Земной эволюции характеризуется наивысшей плотностью материи. Иллюзия нашего существования столь велика, что преодолеть её обычными мерами не представляется возможным.

Нужен подвиг. Так эволюция сознания через повышение его качества требует жизни подвижнической. Можно гору обойти, но самые лёгкие пути будут и самыми длинными. И всё равно они приведут к порогу Света, потому что Земля - круглая.

Явления начальной морали и морали высокой не являются достоянием только Западной Культуры. Восток имеет аналогичные по своей сути законы и заповеди, только под другими наименованиями. Так любая школа восточной Йоги предваряет свой путь духовного восхождения двумя начальными ступенями. Первая из них, яма - неубийство, воздержанность, непринятие подарков, правдивость, непосягательство на чужое - тождественна законам Моисея. Вторая ступень, нияма - чистота, аскетизм, удовлетворённость, прилежание в обучении и предание себя Воле Бога, - отвечает заповедям Христа.10 Так восточная и западная традиции решают одну и ту же задачу: отделить внутри себя добро от зла с тем, чтобы не допускать разрушительных проявлений своей низшей природы и направить жизнь Души по пути познания Истины. На первой ступени достигается контроль над поступками, на второй - над чувствами и мыслями. Человек, который не владеет всеми своими телами и состояниями сознания, не может считаться разумным и сознательным в полной мере, и значит, его дальнейшее восхождение в качестве субъекта эволюции будет отложено на неопределённое время.

Так законы Моисея, заповеди Христа, яма и нияма восточной Йоги являются не абстрактными понятиями, но порогом Нового Мира.

Теперь представим себе одну из тех монад, кто в числе первых перешли с Лунной планетной Цепи на Земную и достигли человеческой формы уже в Первом Планетарном Круге. Как далеко могла продвинуться она в своём духовном совершенствовании ко дню сегодняшнему, если сумела сохранить своё место среди пионеров Первого Класса человеческих монад? Могла ли она за космически небольшой срок (две с половиной Расы) своего сознательного существования на Земле пересечь границу светотени? И хватит ли у неё внутренних сил подняться ещё выше, в сферу Огня, и стать человеком духовным или Агни-йогом?

Одним словом - да - можно ответить на все эти вопросы. И это несмотря на то, что в Четвёртом Планетарном Круге Эволюция делает акцент на формировании высшего астрального тела человека; Манас станет доминирующей нотой Пятого Круга, и только в Шестом явление духовности или Сердца раскроет все свои тайны. Но эти циклы управляют ростом сознания массового, - судьба же каждой отдельной монады неповторима. Не существует ни Кругов, ни Рас для устремлённого к Учителю ученика, окружённого спиралью преданности. Так явление духовного восхождения находится вне времени и пространства условных форм. Вся жизнь становится единой школой; народы, государства, эпохи - школьными классами и уроками, а учителя даются по сознанию - от Небесных до земных.

Примечания.

  1. Евангелие от Иоанна, гл.15. 22.
  2. См. Статью «Наука светская и наука духовная».
  3. См. Статью «Наука светская и наука духовная», рис.3.
  4. Флавий Филострат. «Жизнь Аполлония Тианского».
  5. Евангелие от Матфея, гл. 5. 21-22.
  6. Евангелие от Матфея, гл. 5. 27-28.
  7. «Добротолюбие», т.т. 1-5.
  8. Евангелие от Матфея, гл. 5. 38-39.
  9. Евангелие от Матфея, гл. 5. 43-44.
  10. Свами Вивекананда. «Четыре Йоги».

Сергей Мамонов.

Впервые напечатано в 2005 году в журнале «Звенигород».

Посылайте вопросы, дополнения, иное мнение на multa-sergey@mail.ru

vlkmo.ru