КОСМОГЕНЕЗИС
И
ШКОЛА

Часть 2.

Теперь спустимся на Землю.

Планета наша является Школой эволюции для конечного числа монад, имеющих право воплощаться в человеческой форме.1 Если одну Коренную Расу назвать ступенью сознания или ученическим классом, то Школа эволюции сознания земного человечества будет семилеткой в пределах одного Круга Глобуса, в данном случае - Глобуса D. Только учебный Год в этой планетной Школе будет равен не одному обороту Земли вокруг Солнца, а четырём миллионам трёмстам двадцати тысячам или десяти Югам (432000х10=4320000 лет). Сейчас основная масса человечества находится в пятом классе и уже сдаёт выпускные экзамены, чтобы перейти в шестой. Для некоторых особо одарённых учеников занятия по программе шестого класса начались уже давно, но фактически новый учебный Год в шестом классе начался в 1949 году после поражения Люцифера и изгнания его из нашей Солнечной системы.2

Среди Великих Учителей нашей планетной Школы есть и Руководители нашей Солнечной системы во главе с Владыками Христом, Буддой, Майтрейей и Матерью Мира. Они не раз воплощались на Земле вместе с другими сотрудниками Иерархии Светлых Сил в Обликах Орфея, Зороастра, Кришны, Готамы Будды, Платона, Пифагора, Лао-Цзы, Джордано Бруно, Жанны Д-Арк, Фидия, Изиды, Аспазии и многих других. Редко кто из Них был по достоинству оценен своими современниками, - слишком велика разница в сознании. Да и сейчас ещё нам трудно почувствовать всё недосягаемое величие Их Духа, - настолько Они обогнали нас в своём развитии. Если наше земное человечество только начинает приближаться к состоянию человека духовного, которое открывает Врата Мира Огненного - Мира Мудрости и Идеальных Прототипов, то наши Великие Учителя давно перешагнули порог Бессмертия, но на других планетах и Солнечных системах, на необозримое число миллионов земных лет раньше. Мы никогда не сможем догнать Их в своём развитии, да это и не нужно. Наша задача значительно проще - закончить пятый класс и перейти в шестой. Но даже это под силу не многим.3

Сложность эволюции сознания земного человечества состоит не в отсутствии школьных методик, учебников или наглядных пособий, - это проблемы внешнего характера и при желании их всегда можно решить. Главная трудность заключается в семеричном строении человека, как системы микрокосмической, и в иерархическом взаимодействии её частей или оболочек. В цепочке человеческих тел, сформированных из соответствующих космических Принципов и помещённых в физическом футляре, - низшее астральное тело (эфирный двойник) - высшее астральное тело (животная душа) - огненное тело (духовная душа), - их утончённость или качество материи существенно возрастает, так что они оказываются принадлежащими трём разным энергетическим плоскостям или Мирам: Плотному, Тонкому и Огненному. Каждый из этих Миров имеет свои характерные особенности, которые вынуждают нас много и упорно учиться, чтобы вести в этих Мирах сознательное существование.

Легче всего овладеть своим физическим телом, намного труднее - чувствами, а материя мысли кажется совсем неуловимой. Но тот, кто владеет мыслью, владеет всем, потому что низшее всегда подчиняется высшему. Именно этим обстоятельством обусловлено направление эволюции сознания от минерала - к растению, животному и человеку, и от физического тела - к тонкому и огненному. На разных планетах и энергетических Сферах монада сначала овладевает самыми простыми и грубыми формами низших Царств Природы, прежде чем накопленный опыт позволит ей занять высшие формы животного Царства и человека. Время, проведённое монадой в этой Школе Жизни, не сравнимо ни с какой обычной начальной или средней школой, потому что длительность процессов эволюции сознания точнее измеряется не в земных годах, а в категориях Вечности. Тем не менее, если на отрезке одной человеческой жизни невозможно проследить эволюцию монады, заключённой, например, в кристалле, то в масштабе планетной Цепи эти изменения будут значительны, как и разница в чувствительности между представителями минерального и растительного Царства.

Таким образом, Космическая эволюция сознания решает три основных задачи.
Во-первых, надо вырастить соответствующую данному качеству сознания оболочку или тело, потому что вне формы сознание не может индивидуализироваться и совершенствоваться.
Во-вторых, это тело надо оформить или структурировать, поскольку рост и утончение сознания требует соответствующего усложнения формы для решения всё более сложных функциональных задач.
В-третьих, все оболочки или тела нужно иерархически структурировать, иначе их спонтанные и хаотические выявления могут привести к возникновению напряжённых или неравновесных ситуаций, грозящих полным распадом всей микросистеме как целому.

Каждая из этих задач решается по-своему и в своём энергетическом секторе, в соответствии с тремя гунами Зодиакального Круга. Но если минералы имеют только две оболочки вокруг монады, то растения присоединяют к ним Принцип Праны; животные развивают третье тело, которое человек освещает Мыслью и начинает формировать четвёртую оболочку или тело огненное.

Множественность оболочек порождает и дополнительные трудности в управлении ими. Но главное препятствие заключается в появлении у человека свободной воли, которую очень долго не удаётся согласовать с Волей Мирового Разума или Космическим Магнитом, направляющим Космическую эволюцию сознания, в том числе и на нашей планете. Свободная воля человека часто мешает нормальному росту всех его оболочек и активно препятствует их согласованию, делая акцент на низших телах в ущерб развитию высшего сознания. Положение усугубляется восстанием Люцифера - бывшего руководителя нашей планеты, которое до сих пор не подавлено, потому что перешло в восстание самости. Выйти из состояния культа Личности - этой временной и смертной части человека, объединяющей пять его низших принципов, и перенести сознание в бессмертную часть или человеческую Индивидуальность, - не так-то просто. И только улучшением преподавания в начальной, средней и высшей школе эту задачу не решить. Необходимо затронуть весь комплекс нашей жизни, но не в рамках искажённых представлений современного общества о мире и человеке и надуманных законов и теорий развития общества, а в свете Космических Законов эволюции сознания. Однако без знания Космогенезиса и Антропогенезиса сделать это невозможно.

Эзотерические Знания отвергают представления дарвинистов о случайном возникновении жизни на Земле и её развитии исключительно как эволюцию формы. Любая форма, безусловно, совершенствуется, но она вторична по отношению к своему содержанию. Так Космическая эволюция сознания всегда есть эволюция формы и эволюция содержания. Под формой имеются ввиду не только формы известных Царств Природы, но и различные социальные и культурные образования и пути, как, например, семья, школа, институт, производственный или иной коллектив, церковь, город или государство; а также наука, искусство, философия, религия. Большое разнообразие форм вызвано бесконечным числом градаций сознания на бесконечной шкале качества материи семеричного Космоса. И этот процесс непрерывных дифференциаций и трансформаций формы невозможно остановить, как и явление расширения и трансмутации сознания. Форма всегда следует за содержанием и может достигать такого совершенства, какое и не снилось жителям Земли. «Так на Венере совсем нет насекомых и хищников. Там настоящее царство полётов, летают люди, летают птицы и даже рыбы. Причём птицы понимают человеческую речь. Краски птиц и рыб достигают изумительной красоты разнообразия».4

Сознание ограниченное воспринимает форму как тюрьму, сознание просвещённое - как ковёр-самолёт, покрытый узорами новых возможностей.

Пространство форм не ограничивается одной видимой плоскостью, но многослойно. Так и в человеке высшее астральное тело вмещает тело огненное, и само облекается в энергии эфирного двойника в период бодрствования, а все вместе они имеют своим футляром тело физическое. Можно достигнуть состояния самосознания во всех этих телах, как этого достигли наши Учителя, а не только в физическом теле, чего достигли мы. Именно это является целью эволюции сознания человека. Но сначала надо все тела оформить и подчинить их Духу, который всегда указывает правильное направление эволюции сознания.

Так бесконечное разнообразие видимых форм, которые все можно объединить под одним наименованием как Школа Жизни, необходимо нам только для того, чтобы подняться по ним, как по ступеням лестницы, из царства бессознательности и тьмы невежества к сознательной жизни и творчеству на пути к сокровенной Мудрости и Красоте.

Из-за объективной сложности и длительности эволюционных процессов формирование перечисленных оболочек происходит последовательно, шаг за шагом, от низшего астрального тела через формы минерального и растительного Царств до высшего астрального и огненного тела через психическую и духовную эволюцию в высших Царствах Природы. Формы, Расы Глобусы, посещаемые монадой на пути своих вечных странствий, постоянно меняются, а результаты трудных опытов жизни в виде энергий сознания, облекающих монаду, остаются. Так и ученики обычных школ переходят из класса в класс, - школьная форма, учебники и классные помещения меняются, а знания, если они усвоены, остаются. Так монада есть вечный ученик и ученица всегда новой и интересной Школы под названием Жизнь.

Человеческая память коротка. Более долговечны остатки материальной культуры, добытые археологами, но не настолько, чтобы по ним можно было восстановить духовную культуру ушедших народов и Рас. Кроме того, все исторические изыскания подвергались цензуре - религиозной, национальной или идеологической. Поэтому неудивительно, что кроме эзотерических источников, легенд и преданий, больше негде почерпнуть сведения о внутренней жизни земного человечества, уже имевшего разнополые физические тела. По времени это занимает отрезок в две с половиной Коренные Расы или более чем 10 миллионов лет. На этой марафонской дистанции все человеческие монады постепенно разделились на три группы, - те, кто были готовы, кто были наполовину готовы и совсем не были готовы.5

Первую, самую малочисленную группу, составили люди, которые уже были самосознательными сущностями на других планетах нашей Солнечной системы; и среди них её Руководители - Кумары или Дхиан-Коганы. Они ушли с высших планет на Землю не потому, что им это было нужно для их индивидуального развития, но чтобы продвигать эволюцию земного человечества, которое, после падения Люцифера, осталось планетной сиротой. Их называют Архатами, Мудрецами, Небесными Учителями земного человечества. Их жизнь есть великая жертва нашему невежеству, распущенности и тщеславию. Тем не менее, Они останутся с нами до конца настоящей Манвантары.

Третью группу составили так называемые узкоголовые, которые среди последних монад успели достичь человеческого Царства перед самым закрытием двери в него. Они едва покинули низшие животные формы и потому не были готовы даже к начальному развитию своего интеллекта. За всё это время они научились говорить, но их умственные способности весьма незначительно превышают уровень животных. К этой группе относятся многие полинезийские племена, бушмены, африканцы, австралийцы и другие дикари. Но и они не могут считать себя брошенными на произвол судьбы, потому что, по Плану эволюции сознания, к концу этого Четвёртого Круга они должны будут достичь средней группы и поэтому вступят в Пятый Круг уже как наполовину готовые.

«Готовность» полная или частичная означает ту или иную степень развития Манаса и тела Огненного. Она варьируется от постоянной связи с Иерархией Света по серебряной нити, при открытом Сердце, до частичных и эпизодических соприкосновений сознания с Лучом Иерархии в момент особо возвышенных состояний или озарений. Огненное сознание являет собой полную готовность к слиянию с Космическим Магнитом и реализует её в жизни каждого дня. Остальные пребывают в Свете этого Огня или Агни, пока не откроют Царские Врата своего сердца.

Поэтому первая и третья группа монад представляют собой два полюса на невидимой шкале качества сознания - высший и низший, между которыми распределилось всё остальное человечество. Именно, не материки, которые периодически тонут и всплывают, разделяют людей. Не цвет кожи, который меняется от воплощения к воплощению; не Расы Лемуров, Атлантов или Ариев, через условные эволюционные формы которых прошло всё земное человечество, разделяют людей. Деление это не внешнее, а внутреннее, всего лишь одна ступень сознания - от человека душевного к человеку духовному. Но на этом коротком отрезке пути разыгралась великая Драма земного человечества.

Проблема первых физических субрас заключалась в том, что мы только по форме были людьми, и животными - по содержанию. С одной стороны - предельно развитое на Луне тело Желаний и Страстей (Кама-Рупа), руководимое только Инстинктом и не знающее иных ограничений, кроме ещё больших желаний и физической силы. С другой - лишь зачатки Интеллекта, который ещё предстояло развить в тело Мысли через занятия всеми известными видами человеческой деятельности.

Животное обязательно станет человеком, рано или поздно, на этой планете или на другой, потому что Космическая эволюция сознания продвигается через повышение его качества. Вопрос только в том - как? Ответ - по спирали, которая складывается из движения в двух направлениях одновременно. Во-первых, путём внешних ограничений животных проявлений Ветхого человека через систему запретов, табу, традиций, обрядов или начальную мораль, и поощрение чисто человеческих проявлений Души. Внешняя дисциплина необходима, пока не оформится стержень дисциплины внутренней и не станут ясны задачи Космической эволюции сознания. Во-вторых, через развитие Манаса, который один только может осветить тёмные воды Астрала и указать путь в Беспредельность.

Эволюция духовная может продвигаться только через эволюцию умственную и психическую, и в идеале они не должны мешать друг другу. Действительно, даже при полном отсутствии разумности, стадо пойдёт в нужном направлении, если у него есть пастух. Так и земное человечество, до обретения им самосознания, продвигалось в бесчисленных циклах эволюции в нужном направлении, ведомое своими Учителями и Космическими Законами. Это направление должно было сохраняться и далее, если бы не два обстоятельства: свободная воля человека, которой не имеют все предшествующие ему Царства Природы, и мощное сознательное давление на эту волю иерархии сил Тьмы, как аномального явления во всей нашей Солнечной системе.

Все родители знают, что сознание ребёнка, до определённого возраста, легко психологизируется в нужном направлении (например, в направлении послушания и посещения школы), если, конечно, магнит улицы или иных негативных влияний не окажется сильнее. Так и сознание младенческого человечества в основном удерживалось нашими Учителями в рамках положительных тенденций. «Тайная Доктрина» говорит, что под руководством Божественных Правителей поздние Лемурийцы и потом Атланты «сооружали обширные города, насаждали искусства и науки, и знали в совершенстве астрономию, архитектуру и математику».6

Более того, несмотря на то, что они не имели ни религии, ни каких-либо убеждений, основанных на вере, тем не менее владели даром ясновидения и значительными психическими способностями. Но эта духовность в них не была ведущим началом и представляла собой скорее зеркало, в котором отражалось огненное сознание их Божественных Наставников, но не сам Огонь Разума и Сердца, который ещё предстояло разжечь из Искры в яркое Пламя. Поэтому сознание человечества с самого начала сосредоточилось вокруг полюса Души или сердца Ветхого человека. Эгоистические желания требовали своего удовлетворения, и при огромном запасе физических и психических сил (первые Лемуро-Атланты были семи-восьмиметровыми гигантами, могли повелевать стихиями и знали тайны Неба и Земли) их осуществление не встречало препятствий, кроме фактора Божественных Родителей. Однако не все Династии Царей принадлежали к Иерархии Светлых Сил. Многие племена Атлантов управлялись Царями-демонами, под дурным влиянием которых большая часть Расы Атлантов стала народом злобных колдунов.7 Предания говорят, что эта Раса стала «чёрной от греха», что побудило Божественных Наставников удалиться на Священный Остров. Только одна треть Атлантов осталась верной и была спасена, став ядром нарождающейся Пятой Расы.

Проблемы Арийской Расы аналогичны заблуждениям Расы Атлантов, тем более что души погибших от наводнения злобных колдунов естественным образом воплотились среди праведников Пятой Расы. Несмотря на все, кажущиеся бесконечными, страдания от войн, болезней и стихийных бедствий, человечество до сих пор не может овладеть низшими проявлениями своей чувственной природы. Даже мощное развитие Интеллекта не только не помогло уменьшить море разбушевавшихся пороков и страстей, но сделало их ещё более изощрёнными. Магнит грубой материальности и простейших желаний и чувств не отпускает наше сознание в сферы Духа, несмотря на все жертвы, принесённые на алтарь Свободы, Света.

Примечания.

  1. Е.И.Рерих,Н.К.Рерих,А.М.Асеев.Оккультизм и Йога.I,140.
  2. Письмо Е.И.Рерих в Америку от 1.11.49.
  3. Письма Е.И.Рерих в Америку.IV.11.4.49.
  4. Письма Е.И.Рерих.Новосибирск.1933,с.334.
  5. Тайная Доктрина II,с.211.
  6. Тайная Доктрина II,с.396.
  7. Тайная Доктрина II,с.439.

Сергей Мамонов.

Впервые напечатано в 2005 году в журнале «Звенигород».

Посылайте вопросы, дополнения, иное мнение на multa-sergey@mail.ru

vlkmo.ru