КОСМОГЕНЕЗИС
И
АСТРОЛОГИЯ

Пусть не смущает читателя название статьи, – она носит не специальный, но довольно общий характер. Более всего внимания уделено явлению Солнечной системы – этой целостной, универсальной и многоплановой структуре. До сих пор в научной литературе разрабатывались лишь отдельные фрагменты этой темы, причём, в основном на плане видимого тела Вселенной. Но нигде Солнце, Зодиак и Планеты не были соединены в единой картине или Микрокосме, развившимся из Атома, как первичной Божественной Единицы. Причина этого в том, что явление семеричности Космоса мало понимаемо и мало осознаваемо. Глаз человеческий привык иметь дело с очевидностью и её дочерью – астрономией, и так необычно для нас явление семеричных Планетных Цепей, семеричного Солнца и семеричной Астрологии. А между тем, если внимательно изучать “Тайную Доктрину”, имея в виду именно её Астрологический аспект, то структура Солнечной системы обозначится довольно чётко, и в подтверждение этому в конце статьи даны дополнительные цитаты. Более того, в этой статье почти нет утверждений, принадлежащих лично автору, но все выводы сделаны на основе Знаний, представленных в “Тайной Доктрине” и Учении Живой Этики.

Статья носит тезисный характер ввиду обширности темы, но будет очень полезна и теософам, и астрологам, и, главное – читателям Учения Живой Этики.

Вполне возможно, что многие захотят опровергнуть написанное, и это будет хорошим результатом, так как породит в молодых исследователях Жизни творческий импульс к более глубокому изучению “Тайной Доктрины”, Учения Живой Этики и Астрологии – науки не только прикладной, но фундаментальной.

1. Для начинающих заниматься Астрологией, вопрос: почему астрологи работают со Знаками Зодиака, а не с зодиакальными созвездиями, которые, к тому же, совмещаются лишь один раз в 25 920 лет, – встаёт непреодолимой преградой. И действительно, в рамках только Астрологической науки, которая использует Знаки Зодиака, “принципы” планет и сетку Домов лишь в качестве “инструмента” исследования личности субъекта и тех или иных этапов разворачивания его судьбы в конкретную полноту, – этот вопрос неразрешим. Бессильна в этом помочь и Астрономия, как бы ни пытались некоторые авторы заново перекроить звёздное небо или забыть о прецессии земной оси. Более того, все попытки привязать Знаки Зодиака к зодиакальным созвездиям и еще при этом утверждать, что Знаки вторичны (!) по отношению к созвездиям, – являются принципиальной ошибкой, потому что “созвездий”, как индивидуализированных объектов, в природе просто не существует, и подобные представления есть результат плоскостного (не объёмного) мышления.

И действительно, ведь “созвездия” есть лишь проекции некоторых звёзд на видимую сферу. Если же приближаться, например, к созвездию Орион не по радиусу, а по окружности, проходящей через его ближайшую к нам звезду Беллатрикс, то никакого Ориона мы не найдём. Также, соседствующие на небесной сфере Альнитак и Альнилам в поясе Ориона, на самом деле удалены друг от друга на расстояние около 1500 световых лет.

Кроме того, известно, что зодиакальные созвездия получили свои названия от соответствующих Знаков Зодиака, а не наоборот. Но самый главный довод в пользу первичности Знаков Зодиака можно найти в “Тайной Доктрине”:“Бог начертал на “Пресвятых Четырёх” престол Своей Славы; Колёса, Серафимы, Священные Животные и Ангелы помогающие…”1, где “Священные Животные” означают Знаки Зодиака.

Другими словами, план любой Солнечной системы хранится на Свитках Акаши во время Вселенской Пралайи, и с началом новой Манвантары вызывается к жизни Докосмическим Фохатом (Божественная Мысль от Вершин Недосягаемого, не предполагающая Божественного Мыслителя) вместе с Первозданными Семью (Изначальные Семь Дыханий Дракона Мудрости). После исхода Семи Лучей (начало дифференциации), в соответствии с этим планом, Сыны и Дочери Разума начинают формировать Солнечные системы, сгущая Лученосное Естество в Мировое Яйцо с его Семью Оболочками и превращаясь в Великую Иерархию Дхиан – Коганов по мере продвижения из чистой субъективности (Центральное Духовное Солнце) к полной объективности (наше видимое Солнце, звёзды, планеты и иные космические объекты).

Являясь Микрокосмом Единого Макрокосма, каждая Солнечная система, в том числе и наша, проходит единые этапы своего формирования и имеет одинаковую семеричную структуру.

Вообще, любые системы в Космосе, начиная от Лайя-Центров III Логоса, семеричны. Так мы имеем семь Космических Принципов, самый грубый из которых отвечает видимому телу Вселенной, семь Принципов человека, семь Сфер-Глобусов любой Планетной Цепи с её семью Царствами Природы и семью Расами, и т.д., и, наконец, семь Солнц любой Солнечной системы.

Эти семь Солнц являются центральными телами Семи Планов Бытия: три из них – Агни, Вайю, Сурья – относятся к Миру Прообразов (Мир Божественный и вне Формы), остальные четыре (уже на плане дифференцированной материи) – к Миру Формирования и входят в Группу Центрального Духовного Солнца, в Группу Второго Полярного Солнца, в Третью Группу Экваториального Солнца и в Четвёртую Группу Солнц, к которой принадлежит и Дух нашего видимого Солнца.

Семи Планам Бытия отвечают Семь Ангельских Планов, “Воинство” которых коллективно является их Богами и заключено в Двенадцати Великих Степенях, символизированных двенадцатью Знаками Зодиака. В свою очередь каждый Знак Зодиака семеричен и на плане дифференцированной материи является Четверичным Дхиан-Коганом или Элохим’ом.

Другими словами, также как Высшие Принципы Сынов и Дочерей Разума, явившихся Строителями и Руководителями нашей Солнечной системы, составляют Высшие Принципы нашего Солнца, точно также энергетическая структура каждого Знака имеет Божественное происхождение. “Ничего нет во Вселенной, что бы стояло вне божественности” и “каждое небесное тело есть храм одного из Богов”2. Поэтому в нашей Солнечной системе есть Солнце и планеты видимые, а есть – невидимые, но все они заключены внутри Небесного Пояса или Зодиакального Магнита. И этот энергетический двенадцатигранник является частью Магнита любой Солнечной системы и вместе с последним направляет эволюцию не только на Земле, но и на других планетах.

2. Явление Магнита надо понять широко: оно простирается от Докосмического Фохата, поляризующего Первичное Вещество к Жизни (Божественная Троица) и разделяющего его на Атомы (Священная Четверица), – до обыкновенного куска магнита, производящего известные феномены перемещения и вращения тел. Любой проводник, по которому течёт ток, становится магнитом. Так и человек, при наличии устремления, превращается в магнит, качество и напряжение которого зависит от эволюционного уровня и силы потока психической энергии. Причем, не важно, в какую сторону направлена энергия – будет ли это солнечный служитель Общего Блага, излучающий, или лунный эгоист, замыкающий все токи на себя, – лишь бы было движение психической энергии. Так для нашей планеты, по типу вращения психической энергии (солнечному или лунному), мы получаем разделение человечества по светотени: одни притягиваются к Светлому Полюсу, другие – к Тёмному. Ведущим Звеном Сил Света является Владыка Солнечный и Мать Мира, через Сердца которых текут Токи наивысшего качества. Но и через сердце Агни-Йога проходят токи космические, и “то, чем дышит Космическое Пространство, тем дышит чуткое сердце”3. Один лишь магнит сердца может приблизить человечество к Великой Иерархии Сынов и Дочерей Разума, чьи Огненные Сердца породили великое явление, называемое Космическим Магнитом.

Также явление Магнита можно усмотреть сейчас в собирании под Лучами Урана той части земного человечества, которая в состоянии ассимилировать его высокие вибрации.

Любая планета является Магнитом, высшие свойства которого определяются планетным Логосом или Иерархией Светлых Сил во главе с руководящим планетным Духом. Исключение составляют две планеты – Луна и Сатурн: с первой жизнь давно ушла, а на вторую не приходила вовсе из-за недостатка на Сатурне космического магнетизма; да и сам владыка Сатурна, оявившийся на Земле в образе Люцифера, в недавнем прошлом отправлен в “тишину молчания”.

Также, фохатические Идеи Мировой Общины и Общего Блага, представленные в великих Учениях всех времен и народов, и особенно в последнем Учении Живой Этики, являются мощным Магнитом. Падая на благоприятную почву, они огненно намагничивают сознание масс и устремляют человечество к поиску новых социальных структур и более высокого качества жизни. Вообще можно сказать, что явление Магнита есть ведущее понятие мировой эволюции.

3. Таким же ведущим понятием является Закон Иерархии, пронизывающий всю нашу жизнь как по горизонтали, так и по вертикали, начиная от Семеричного Воинства Первой группы Рупа-Ангелов и семи Ангельских Планов, далее через любые биологические или ортодоксальные социальные структуры, и кончая периодической системой химических элементов Менделеева. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые авторы пытаются применить этот Закон при решении вопроса об иерархичности Солнечных систем, устремляясь далеко за пределы нашей Солнечной системы в поисках более высокого Разума, но на плоскости видимого тела Вселенной. При этом они упускают из вида, что любая Солнечная система является Микрокосмом Единого Макрокосма и имеет строение аналогичное Золотому Яйцу Брамы или Мировому Яйцу с его Семью Оболочками (семью Космическими Принципами) и Центральной Фигурой, которая тоже семерична с учётом трёх Планов Мира Прообразов, но может не иметь видимого “тела”. Эту центральную Фигуру представляют Сыны и Дочери Разума, коллективно входящие в Великую Иерархию Сил Света и разделенную на четыре Группы, начиная от Бесплотных в нисходящем порядке до полуплотных в соответствии с четырьмя высшими Планами (Атма, Буддхи, Манас, Кама). То есть, например, наше Солнце имеет видимое “тело” в его троичном единстве, отвечающее трём низшим Принципам, а Знаки Зодиака, такие же Солнца и энергетически отвечающие четырём высшим Принципам, – такого “тела” не имеют и потому невидимы.

Поэтому вопрос об иерархичности Солнечных систем и путях кооперации между ними фактически сводится к взаимодействию и кооперации между Руководителями Солнечных систем, относящихся к Высочайшей Группе Ангелов, но эта область уже недоступна для простых смертных. Поэтому сказано просто: “Высший Разум творит силою Иерархии”4.

Когда же наши Махатмы скромно заявили, что Их Знания не выходят за пределы нашей Солнечной системы, то это дало повод некоторым авторам с удвоенной энергией искать на далёких звездах тех, кто “знает” больше. Между тем наши Махатмы являются Полными Махатмами, т.е. Их Сознание пребывает в Шестом и Седьмом Принципах, слитых с Мировым Духом. Сознательное пребывание на Плане Буддхи (“Шамбалы Владыка живёт и дышит в Сердце Солнца”5) вводит их в Группу Центрального Духовного Солнца. Именно через этот План ВСЕ Звёзды неразрывно связаны между собой. И на этом Плане уже не существует ни видимых, ни невидимых границ Знания.

К этому можно только добавить, что любая энергетическая структура имеет свой собственный фокус проявления на соответствующих Планах Бытия и одновременно вращается вокруг иного духовного и физического Центра, входя как органическое целое в более крупную макросистему. Например, наша Солнечная система имеет своим фокусом семеричное Солнце, но как Микрокосм сама вращается вокруг вполне определённого духовного и физического Центра, местоположение которого Указывается несоизмеримо более приблизительно, чем положение Шамбалы на хорошо изученной поверхности Земли. При этом духовная связь на каждом Плане Бытия осуществляется через Ведущее Сердце, а между материальными Сферами – через соответствующие Ангельские Планы, от высшего к низшему, но тоже через Центральные Фигуры. Это Закон Иерархии, который отчётливо проявляется даже в чисто земных делах.

4. Также сложен вопрос об иерархичности планет нашей Солнечной системы и путях кооперации между ними.

Человечество на каждой планете имеет своих духовных Учителей и Руководителей, которые коллективно, собственно, и составляют Иерархию нашей Солнечной системы. И Сердца Их слиты с Сердцами Владыки и Владычицы Солнечных, и бьются в одном ритме с Сердцем Космоса или Космическим Магнитом. К сожалению, люди Земли, разделённые грубыми личностными оболочками и имеющие суждение обо всём лишь на основании своего личного, часто умозрительного, опыта, не могут почувствовать и даже понять состояния ВСЕЕДИНСТВА Великих Духов. Отсюда берёт начало явление возникновения грубоматериальных схем сообщения между звёздами и планетами. “Высший Разум творит силою Иерархии”, и открытое Сердце пропускает через себя все токи Иерархии. Потому творчество любого планетного Духа скорее можно назвать коллективным, чем индивидуальным. “Высший Разум творит силою Иерархии”.

Ошибочные же суждения обычно проистекают от непонимания разницы между Логосом планеты и коллективом монад, проходящих на данной Планетной Цепи свою очередную эволюционную ступень.

Любая монада в Космосе проявляется в результате грануляции одного из Семи Лучей при начале дифференциации, но, попадая в ту или иную Солнечную систему, обязательно проходит через Центральное Духовное Солнце, Полярное Солнце, Экваториальное Солнце и Дух видимого Солнца, прежде чем обретёт Манас и его носитель Кама-Рупу. Проходя далее через многократные циклы инволюции и эволюции на разных планетах, и облекаясь при этом в соответственные энергии, присущие данным планетам, она (монада), тем не менее не теряет стремления к слиянию со своим Дхиани-Буддой, Отчей-Душой, собственно, частицей которого она является. Но пока этого не произошло, пока человек не имеет достаточных накоплений, чтобы сохранить сознание на Плане Буддхи, и его высшие принципы остаются в спящем состоянии, до тех пор он не может войти в Иерархию Сынов и Дочерей Разума данной планеты и Солнечной системы.

Таким образом, хотя монады, населяющие конкретный Глобус, могут находиться на более низкой (по отношению к Земле) эволюционной ступени, но Руководители любой планеты нашей Солнечной системы, чьи Лучи лежат в основе Луча планеты, всегда будут Богами по отношению к земному человечеству.

Конечно, в нашей Солнечной системе, как и в любой другой, существует иерархичность планетных Духов в соответствии с Семью Космическими Лучами. Есть так же семь главных планет, чьими Руководителями Они являются. Так, о Венере говорят как об обители Матери Мира, Христос – Владыка Нептуна, а Будда – Владыка Плутона. И нет ничего удивительного в том, что Владыка Майтрейя, являясь Руководителем нашей Солнечной системы, называет Уран своей планетой, – так и Сергий Радонежский, будучи настоятелем Троицкого монастыря, имел на его территории свою келью. Но и Он покидал её в случае необходимости, как покинули сейчас свои планеты и Христос, и Будда, и Мать Мира. С другой стороны, так же как Сергия невозможно отождествить с Его кельей и даже с Троицким монастырем, так и Махатм – с Их планетами. Махатмы есть явление космического масштаба, неуместимое даже в рамках нашей Солнечной системы.

Планеты любой Солнечной системы составляют очень плотную кармическую Группу или Солнечную Общину и потому взаимодействуют многопланово и широко. Например, известно, что Первая Раса нашего IV Круга была сформирована под Солнцем, Вторая – под Лучами Юпитера, в рождении Третьей участвовали Венера и Марс, Четвертая Раса возникла под Луной и Сатурном, Пятая – под Меркурием, Уран собирает Шестую.

Также известно, что лучшие представители человечества Высших Планет добровольно пришли на Землю, чтобы помочь ей преодолеть отставание, вызванное восстанием Люцифера.

Кроме того, каждый человек при рождении получает на своём Тонком теле энергетический отпечаток Солнечной системы, и в дальнейшем практически вся его судьба обусловлена взаимодействием начальной планетной конфигурации с последующими перемещениями планет. Поэтому можно сказать, что хотя мы рождаемся на Земле, но являемся результатом творчества всего Космоса.

Однако не следует считать, что в наших ошибках, бедах и страданиях “виноваты” планеты или их дисгармоничные сочетания. Планеты только акцентируют те или иные сферы жизни человека, мягко выводя его из равновесия, а уже реакция на это и поступки каждого конкретного человека сугубо индивидуальны в зависимости от качества его сознания. Обычно человек реагирует в соответствии с низшей октавой “принципов” планет, т.е. ситуацию усугубляет, хотя бывают исключения.

Также особенно надо подчеркнуть, что для человека, являющегося объектом эволюции, периодическое возникновение неравновесных ситуаций есть единственная возможность расширения или трансмутации сознания. Так путник может двигаться вперёд, лишь теряя с каждым шагом равновесие и вновь его восстанавливая.

Счастливого Пути!

5. Явление неравновесных ситуаций, тем не менее поддержанное напряжённым динамическим равновесием всей Солнечной системы, включенной как Микрокосм в еще более сложные макрокосмические эволюционные процессы, является основой развития на всех планах дифференцированной материи. Однако, какой бы сложной ни была эволюция отдельного человека, народа, Глобуса или Планетной Цепи, – основой успеха является сохранение первозданной структуры или Магнита Солнечной системы. Иными словами, попав в ту или иную Солнечную систему, комета может стать планетой; планета, завершив свой цикл эволюции, становится луной, передав новому Лайа-Центру Принципы всех своих семи Глобусов; луна распадается, лишённая жизненного магнетизма; и снова комета – планета – луна, подверженные аналогичным изменениям. И только Солнце и Зодиак остаются вечными Свидетелями этой грандиозной космической Мистерии, первыми появляющимися на сцене Жизни, при начале Манвантары, и последними её покидающими в День “Будь с Нами”.

6. Солнце семерично, семеричен Зодиак. Так же семеричен Луч любой планеты (за исключением Луны и Сатурна), и при воплощении семеричного человека на планете Земля Лучи планет отпечатываются на его соответствующих оболочках. Эти “отпечатки” и называются “принципами” планет. Тем не менее, Луч и “принцип” планеты – это не одно и то же.

Мы знаем, что зерно духа человека “остается неприкосновенным в стихийной цельности своей”6, потому что неизменны Элементы Первичного Творения (Огонь, Эфир, Вода, Воздух). Но собранные вокруг этого зерна огненные энергии или сознание – у каждого человека свои. Соответственно будет различным качество оболочек, составляющих высшее тонкое тело человека. И оно не высокое, потому что даже “ментальное тело оформлено лишь у избранных”7. Поэтому при воплощении человека ассимиляция или проекция Лучей планет на эти несовершенные, грубые и даже фрагментарные оболочки будет осуществляться с большими искажениями. Более того, токи высочайшей Любви и Гармонии, достигающие Землю от высших планет, до сих пор воспринимаются большинством человечества как дисгармоничные, а сами планеты считаются “злотворными”. Конечно, этому есть и объективные причины, потому что Земля всё ещё находится на очень низкой ступени развития, и у людей попросту нет таких сосудов, куда бы можно было принять высший Огонь. Поэтому большой ошибкой будет судить о планетах по их проявлениям в жизни обычных людей. Хотя, конечно, лучшим представителям человечества, даже в тяжелейших условиях Земли, все-таки удалось подвигом всей своей жизни, выявить их высшие, неземные, качества.

Аналогично планетному Лучу отпечатывается и Зодиак.

Таким образом, при воплощении каждый человек, безусловно, одевается в свои собственные одежды, энергетическая ткань которых обусловлена в первую очередь его накоплениями и устремлениями. Но узор на этой многослойной основе рисуется Лучами всех планет, Светил и Знаков Зодиака нашей Солнечной системы. Другими словами, энергетический комплекс человека структурируется и намагничивается Магнитом Солнечной системы, и этим же Магнитом направляется эволюция его сознания. При этом исключительно от самого человека, т.е. от качества его сознания, зависит – последовать эволюционным путем за Магнитом или быть Им отторгнутым. Трудность в выборе правильного пути обусловлена непониманием того простого обстоятельства, что человек сам является “Солнечной системой” в миниатюре, и потому не имеет права замыкать своё сознание лишь в сфере Земли. Однако на деле большинство проводит ещё меньший радиус, что фактически ведёт к исчезновению человечества с лица Земли.

“Учение может сказать чутким: пробуждаясь, помните о дальних мирах, отходя ко сну, помните о дальних мирах”.8

7. Для большинства астрологов остается незамеченным факт перехода от Магнита Солнечной системы к человеку, как синтетическому результату Его энергетических воздействий; и они проводят свои изыскания в этой области в полной уверенности, что работают с причинами, а не со следствиями. Отсюда такая путаница, столько искажений и умалений. Тем не менее, явление это носит объективный характер, и невозможно никому навязать чужую картину Мира, потому что последняя определяется лишь качеством сознания самих исследователей.

Также представляется ошибочным взгляд на Астрологию как на специальную науку, имеющую ограниченное хождение и сомнительное прошлое. Напротив, Астрология способна охватить весь комплекс жизни человека, даёт ему исключительную возможность познать самого себя, и, по мере расширения его сознания, в конце концов, приблизит нас к пониманию идеальной природы Солнца, Планет и Знаков Зодиака.

Будущее Астрологии необозримо прекрасно, если суметь взглянуть на неё от Вершин Недосягаемого.

8. Явление воплощения Магнита Солнечной системы в микрокосме человека очень необычно. Можно лишь догадываться о некоторых деталях этого процесса, но факт остается фактом, и “человек, впервые непосредственно испытавший воздействие астрохимических Лучей, будет всегда звучать на одно сочетание”9. Такой же необычайно сложной представляется судьба конкретного человека, энергетическая ткань которой неоднородна и многоцветна, потому что является результатом многих объективных и субъективных факторов и причин. Представим себе “чертёж пересекающихся токов”10 Лучей планет и Светил, наложенный, вместе с Зодиакальным рисунком, на многослойную энергетическую основу сознания, магнитная стрелка которого (устремление) постоянно меняет направление в зависимости от тех или иных внутренних процессов и внешних воздействий, – и мы получим феномен человека, бредущего по пояс в воде жизни неизвестно куда и зачем.

Итак, человек является средоточием всех возможных энергетических потоков и астрохимических лучей, и современная Астрология работает не с пространственным Магнитом Солнечной системы, но с его отпечатком или отображением, в котором все вновь возникающие энергетические связи и соотношения между “Солнцем”, “планетами” и “Знаками Зодиака” качественно отличаются от их идеальной природы, ввиду всё еще очень низкого состояния сознания человечества. По этой же причине во вновь возникающем энергетическом комплексе человека нарушается структурное единство Магнита Солнечной системы. При этом акценты иерархических соотношений могут смещаться настолько, что достигают своих противоположных значений (например, свободная воля человека начинает противостоять Воле Космического Магнита, транслируемой Солнечной Иерархией).

Поэтому расчленение и толкование сложного синтетического иероглифа, называемого гороскопом, запечатленного на единой энергетической ткани сознания человека, нужно проводить очень внимательно и осторожно, тем более, что влияние некоторых планет мы пока учесть не можем. Но в любом случае мы должны хорошо понять, что корни Астрологической науки находятся не на Земле, но на Небе, и чтобы познать Астрологическое древо целиком, нам нужно проследить, хотя бы ретроспективно, эволюцию Космоса от того самого состояния Всеединства, результатом дифференциации которого, собственно, и явилась и наша Вселенная, и наша Солнечная система, и наша Земля.

Это состояние Всеединства, предшествующее разворачиванию объективной Вселенной в конкретную полноту, проходит через три основные стадии манвантарного проявления.

С началом Седьмой Вечности Жизнь Бессознательная, до сих пор невидимо пульсировавшая в Пространстве вне условного Времени и Формы, переходит в состояние своего первого проявления, когда, под действием Закона, Свет Непроявленного Логоса роняет своё отражение в Воды Пространства или Матри-Падму и вызывает в ней Трепет пробуждения к активной Жизни. Свет этот, неся в себе энергию космического тепла, побуждает Предвечную Материю к движению, порождая, таким образом, Божественный Огонь – Первый Великий Космический Элемент (один из нуменов известных нам элементов), имеющий Акашную природу и соответствующий в терминологии практического Оккультизма, параводороду. Свет этот, будучи Единым, сохраняет Первичную Материю в её двуначальном Единстве, изменяя лишь её состояние. Так и Первый Космический Элемент – двуначален и Един, как и последующие три. Таким образом, Пре-Космическая субстанция, являясь субстратом материи, проявляется в своём (всё ещё не дифференцированном) состоянии в аспекте Пракрити, а Пре-Космическая Мысле-Основа, будучи корнем каждого индивидуального Сознания, предстаёт теперь перед нами в образе Пуруши, но в покровах Пракрити, слитой с ним воедино. Поэтому изобразительным символом этого состояния Вселенной выбрано Яйцо. Его оболочка (покровы) есть духоматерия или Акаша, двуначальная субстанция – Отец-Мать или Свабхават, а в Ядре или Зародыше (Точка в Круге) сокрыты Семь Превышних Владык и семь Истин, которые также двуначальны и субстанциальны. Поэтому Вечное Яйцо, после исхода Луча из потенциальной белой Точки, становится Девственным Яйцом, материальная или субстанциональная основа Оболочки и Ядра которого одинакова и есть Божественный Огонь, названный Первым Великим Космическим Элементом.

Здесь и далее на любом этапе проявления и дифференциации всегда можно усмотреть лишь два слитых воедино потока эволюции – эволюцию формы или материи и эволюцию содержания или сознания. Вне формы (или проводника), которая даёт возможность индивидуализироваться и достичь до самосознания, – эволюция материи невозможна. Поэтому так различаются периоды проявления и формообразования Вселенной: первый характеризуется лишь выявлением качества, достигнутого в предыдущем цикле Развития, второй же, когда, собственно, и начинаются инволюционно-эволюционные процессы, – его повышением.

Итак, мы имеем первый План проявления в Мире Прообразов (I Логос), которому отвечает первый Космический Принцип в Мире Формирования. Этому же Плану проявления соответствует первый Ангельский План, объединяющий Небесных Существ Первой Степени с Центральной Фигурой – Агни, являющегося прообразом Группы Полярного Солнца в Мире Формирования. Пуруша – то же, что и Брама, или Агни. Только Агни принадлежит ранневедической Тримурти, а Брама – первое Лицо более поздней Троицы.

Пифагор обозначал это переходное состояние проявляющейся Вселенной числом Один, исшедшим от Высшей Единицы – “Монады”, "никогда не проявляющейся и пребывающей в одиночестве и темноте”11. Число Один производит второе число – Два, и первая стадия манвантарного проявления плавно переходит во вторую. При этом Луч Изначального Света поляризует или дифференцирует Предвечную Материю таким образом, что её Трепет или потенциальное Движение (Жизнь) к концу Седьмой Вечности определенно приобретает Пульсирующий характер (Сердце, которое, тем не менее, ещё не раскрылось) или потенциальное притяжение-отталкивание внутри “объединённой потенциальности обоих полов”12, Отца-Матери. Выявленное усложнение отношений внутри изначального Единства сопровождается присоединением к Первому Космическому Элементу – второго, имеющего “Эфирную” природу и соответствующего паракислороду. Этому второму Плану проявления в Мире Прообразов (II Логос) отвечает второй Космический Принцип Буддхи в Мире Формообразования. Этому же Плану проявления соответствует второй Ангельский План, объединяющий Небесных Существ Второй Степени с центральной Фигурой – Вайю, являющегося прообразом Группы Центрального Духовного Солнца в Мире Формирования.

Так заканчивается “Последний Трепет Седьмой Вечности”, подготовивший Изначальную Субстанцию к восприятию Божественной Мысли, не предполагающей Божественного Мыслителя. И вот … “Тьма излучает Свет, и Свет роняет одинокий Луч в Воды, в Глубину Лона Матери”13. “Одинокий Луч” есть явление Докосмического Фохата. Он несёт в себе Образ “Самосущего Владыки” (ОЕАOНОО), и Первозданные Семь (Oeaоhoo – Младший), пробуждённые Им для нового Цикла Жизни, похожи на Него своими Ликами Блистающими. Он раскрывает Сердце Великой Матери-Лотоса и заставляет Его биться. Он, будучи Первичной Электрической Сущностью, электризует к Жизни и разделяет первичное вещество на Атомы (первичные Божественные Единицы), которые, после исхода Семи Лучей, сами станут источником всей жизни и сознания. Он соединяет, таким образом, Мать и Отца в единую Семью, заставляя их ВРАЩАТЬСЯ вокруг единого Центра Сил или Центра Духовной Энергии (Идея Всемирного Разума, которых бесчисленное множество) и порождая, таким образом, Прообраз Новой Вселенной – Необходимости Сына и третий Великий Космический Элемент, имеющий “Водную” природу и соответствующий пара – Н2О. Он, своим кружно-спиральным движением порождает Пульс, связанный с периодом потенциального вращения (или циклами развития), и оживотворяет, таким образом, вечную Троицу – Жизнь, Сердце и Пульс, слитых в Едином Дыхании Вечности.

Фохатическое вращение на нашем Плане динамически уравновешивает две противоположные силы – притяжение и отталкивание, которые теперь становятся центростремительной и центробежной силами, и порождает, таким образом, НАПРЯЖЕНИЕ развития (Любовь), лежащее в основе всех инволюционно-эволюционных процессов. В отсутствии вращения Вселенная уявилась бы на разрушении, ибо разнородные элементы разлетятся, а однородные – притянутся. Фохатическое вращение предполагает наличие духовного Фокуса или центральной Фигуры, через которую течёт ток познания и совершенствования. Этот ток, усиленный мощными накоплениями Духа, порождает явление Ведущего Магнита, согласованного с Космическим Магнитом. Так выстраивается Цепь Иерархии. Желающие восходить лестницей духоразумения, могут это сделать, лишь войдя в сферу притяжения одного из проявленных Звеньев этой Цепи Магнитов.

Таким образом, с окончанием Седьмой Вечности и началом периодического Времени – Кхандакала мы переходим на третий План проявления в Мире Прообразов (III Логос, Демиург), которому отвечает третий Космический Принцип – Манас – в Мире Формирования. Этому же Плану проявления соответствует третий Ангельский План, объединяющий Небесных Существ Третьей Степени (всё ещё Арупа-Ангелы) с центральной Фигурой – Сурья, являющегося прообразом Группы Экваториального Солнца в Мире Формирования.

Пробудившись таким образом к активной Жизни, Махат начинает творить, и его воля в образе Фохата изливается в феноменальный Мир по Семи Лучам. Проводниками этой Воли становятся Небесные Существа Четвёртой Степени. И все Они четверичны, потому что на этом Плане дифференциации к трём названным Элементам Первичного Творения добавляется четвёртый, имеющий “Огненную природу” и соответствующий “озоническому” (О3) состоянию материи.

Иерархии Дхиан-Коганов на этом Плане соответствует Число 31415, которое, в приложении к символике Зодиака, можно прочитать так. “Три от одного” (Станца VII;I) есть Троица: Брама – Вишну – Шива (три Астрологических Гуны), берущая своё начало от Божественного (I Логос), и на предыдущем Плане (III Логос) порождающая Шесть, так как каждое Лицо Троицы двуначально, а вместе с центральной Фигурой – их Семь Первозданных. “Четыре от Одного” означает четверичного Дхиан-Когана, “природа” которого отвечает перечисленным ранее четырём Великим Космическим Элементам (четыре Астрологических Стихии или Гуна из четырёх Знаков Зодиака). “Три от Одного” плюс “Четыре от Одного” дают Семь Строителей или Семь Лучей, от которых берут своё начало Главные Иерархи, представленные, например, в нашей Солнечной системе Семью Кумарами или Риши. Первая Единица в выражении “Три от Одного” означает Точку или Зародыш не проявленный в Вечном Яйце (I Логос). Вторая Единица в выражении “Четыре от Одного“ символизирует Точку (∆) или Зародыш в Мировом Яйце (III Логос), т.к. с Первого Плана Мира Формирования (План Атма) Треугольник на предыдущем Плане видится Точкой или Нуменом, Причиной. Дополнительных Иерархий – пять, так что “Три от Одного” плюс “Четыре от Одного” плюс “Пять” дают Двенадцать (Знаков Зодиака).

10. Таким образом, Зодиакальный Пояс нашей Солнечной системы являет собой Зодиакальный Магнит Иерархии нашей Солнечной системы во главе с Матерью Мира и Владыкой Майтрейей, Сердца которых составляют основу Сердца Солнца. Каждый Знак Зодиака есть четверичный Дхиан-Коган нашей Солнечной Иерархии, то есть его Высшие Принципы соответствуют четырём Великим Космическим Элементам: Атма имеет “Акашную” природу, Буддхи – “Эфирную”, Манас – “Водную” и Кама – “Огненную”.

Весь Зодиакальный Круг делится условно на три Зоны или Гуны в соответствии с тремя Ликами Троицы: Брама – Вишну – Шива. Поэтому говорится о “четырёх телах и трёх способностях Единого Брамы”. Первая Гуна – Саттва (Овен, Телец, Близнецы, Рак) в классических представлениях есть Зона Созидания или Возникновения, Гуна Бога Брамы – создателя Мира (Жизнь). Вторая Гуна – Тамас (Лев, Дева, Весы, Скорпион) есть Зона Оформления, Гуна Бога Вишну – охранителя Мира (Сердце). Третья Гуна – Раджас (Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы) есть Зона Завершения или Трансформации, Гуна Бога Шивы – разрушителя Мира (Пульс).

Принятые в Астрологии четыре Стихии: Огонь, Земля, Воздух и Вода отвечают четырём Великим Космическим Элементам, имеющим “Акашную” (Н)1, “Эфирную”(О)8, “Водную” (Н2О)10 и “Огненную” (О3)24 природу соответственно.

Одни и те же Астрологические Стихии, но принадлежащие к разным Гунам (например, Огонь Овна, Огонь Льва и Огонь Стрельца), отличаются по плотности и структурированности материи со ступенчатым возрастанием этих величин от Зоны Возникновения до Зоны Трансформации, так как условно Гуна Саттва находится под управлением Первого Космического Элемента (Н)1 (Атма), Гуна Тамас – под управлением Второго(О)8 (Буддхи) и Гуна Раджас – Третьего (Н2О)10 (Манас).

Огонь Овна – это Атмический Огонь, Огонь первого импульса Жизни. Потому Овен неудержимо стремителен и безрассудно горяч. Это сверкающая необъятным потоком огня прекрасная Комета, не ведающая пока о своём Солнечном Будущем. Она вспыхивает на недолгое время среди серой толпы, не видя её и не думая о ней, чтобы зажечь чистые сердца и напитать унылое пространство Светом Великой Идеи. Но сам Овен об этом не знает, ибо бесконечно напряжён полётом в неведомое, и это бескорыстное устремление толкает его только вперёд, и никогда не оглянуться ему назад. И хотя Овен находится в самой гуще жизни, выделяясь из толпы лишь своим ярким свечением, его миссия надземна. Он посланник Богов, но не знает о своей роли и не думает, как её выполнить. Он просто горит и сгорает в этом жертвенном Огне. Можно назвать это безумством, а можно подвигом. Слава героям!

Огонь Льва – это Буддхический Огонь, или Огонь Сердца. Стихийный Огонь Овна должен оформиться в Сердце Льва, чтобы пролиться в Мир Гласом Божьим. Голос этот тих, а язык непонятен рассудочному человечеству, но Свет Мудрости Огненного Сердца светит Звездой ослепительного Счастья.

Лев знает, что в груди его тихо дышит Солнце, как жемчужина в своей жемчужнице, и нескончаемым потоком изливает свою Благодать. Овен дает Жизни огненный импульс. Миссия Льва сохранить этот Огонь и напитать чудесной силой его каждую, даже самую отдалённую, клеточку жизни. Поэтому Лев трудится терпеливо и неустанно. С каждым ударом своего могучего Сердца он посылает в Мир Любовь и Благословение Всевышнего, и Сердце его открыто настежь. Но мало кто может принять драгоценный дар и заплатить ответной любовью, – неблагодарность чаще, и больно ранит Льва, ведь чуткое сердце легко ранимо. В такие минуты Лев одинок и не найти ему поддержки у тех, кто ещё совсем недавно толпился у алтаря его Сердца. Опереться можно лишь на Отца Небесного и веру в то, что ни одна капля Огня Львиного Сердца никогда не проливается зря, и, не будучи воспринят человеческими сердцами, он увеличивает пряжу пространственных огней, из которых соткана ткань материи Люциды.

Сердце Льва – это сердце матери. Она напитывает сына огнем своего мужественного сердца и вечно посылает его на подвиг новой жизни. И никогда не убоится сердце её любить и дарить свою любовь страждущему человечеству. Дар сердца пылает во тьме!

Огонь Стрельца – это Манасический Огонь, или Огонь Творческой Мысли. Нужно было Отцу сгореть в подвиге самоотвержения, и Матери, сумевшей невидимо принять Огонь Мужа в своё Сердце, – наполнить мир Красотой и Любовью, чтобы родился их прекрасный Сын, один способный рассказать об этом людям. И Слово его – Мысль сверкающая, несущая мощь Отца и мудрость Сердца Матери. Лучезарное дитя тех двух, он и находится между Небом и Землёй, Отцом и Матерью, проливаясь золотым дождём творческих мыслеобразов. Воистину, это счастливое дитя! Ему не нужно, подобно Отцу, высоко над Землёй сгорать Кометой, чтобы его заметили люди, и страдать на Земле вместе с Матерью, отогревая ледяные сердца. Так, он сверкает, но не горит. Он светит и освещает светом Знания Жизнь на Земле, и вспышками озарений указывает путь в сферы Надземные. И счастливы будут те, кто не отринет Света Огня Стрельца и Стрел огненных Мыслей его, ибо они войдут тогда в сферу спирали Магнита его, и наполнятся радостью Знаний его, и счастливые светом Любви Матери его мощно устремятся к Отцу его Небесному, который есть Абсолютная Мудрость и Красота.

Как и Овен, Стрелец – посланник Богов, но Он же еще и Высокий Посредник между Богом и людьми. Лик его блистает Божественной Мудростью, и Звезда Любви Матери Мира горит в Сердце его, – Троица воистину!

Стрелец замыкает круг трёх Огней, и Огонь его являет совершенство. Круг Жизни завершается. Сын станет Отцом с началом нового цикла, чтобы в конце витка спирали восхождения достичь ещё большего познания и совершенства. В этом и мудрость, и цель, и смысл жизни.

Счастливы, несущие в себе Огонь творческой Мысли!

Таким образом, Астрологическая Стихия Огня едина по своей природе, но в разных Гунах качества её различны. Аналогичные различия можно усмотреть внутри остальных Астрологических Стихий.

Кроме того, четыре Астрологических Знака, взятые попарно, образуют так называемый Астрологический Крест, являющийся символом четырех Классов или Групп Солнечных Иерархий. Так, Огненный Знак на Восходе (Асцендент, Asc) отвечает Группе Полярного Солнца (План Атма). Знак Стихии Земля в Зените (Медиум Цели, МС) соответствует Группе Центрального Духовного Солнца (План Буддхи). Знак Стихии Воздуха на Закате (Десцендент, Dsc) – Группе Экваториального Солнца (План Манас), и Знак Воды в Надире (Имум Цели, IC) отвечает Духу Видимого Солнца (План Кама). Огненный Знак на Восходе определяет качественную природу Астрологического Креста, которых три числом в соответствии с Тремя Ликами Троицы: Агни – Вайю – Сурья. Так мы имеем кардинальный Крест (Овен – Весы, Козерог – Рак) или Крест Брамы (Атма), постоянный Крест (Лев – Водолей, Телец – Скорпион) или Крест Вишну (Буддхи) и подвижный Крест (Стрелец – Близнецы, Дева – Рыбы) или Крест Шивы (Манас).

11. Изучающим Астрологию как науку фундаментальную, всегда следует иметь в виду, что Зодиак и Семеричное Солнце первичны по отношению ко всем семеричным Планетным Цепям любой Солнечной системы. Круг с Точкой или Зодиак с Солнцем представляют изначальное Единство, определяющее структурную целостность Солнечной Общины, которая включает Планетные Цепи как свои временно-функциональные субъекты. При этом Солнце есть коллективное тело всех Ангельских Планов Солнечной системы, а двенадцатигранник Зодиака и Лучи отдельных планет – суть призматические составляющие Солнечного Луча или различные аспекты Единого.

Что касается динамики развития, то Солнце являет собой синтетическое выражение Воли Космического Магнита, и Магнит Солнечной системы уявляет согласованные действия с Космическим Магнитом. Единая Воля Солнечной Иерархии, воспринятая Сердцем Логоса каждой Планетной Цепи, образует стержень или вектор устремления, в соответствии с которым выстраивается эволюция человеческих сознаний, а спираль Зодиака задаёт шаги или этапы этой эволюции. Другими словами, эволюция человеческих монад на разных планетах Солнечной системы осуществляется под единым руководством Солнечной Иерархии, но, в зависимости от её этапа, в этой работе задействованы Небесные Существа различных Степеней или Групп Иерархий, символизированных соответствующими Знаками Зодиака. При этом Логос каждой Планетной Цепи, претворяя в своем Сердце все токи объединенного Магнита Солнечной Общины, тем не менее транслирует или передаёт лишь ту их часть, которая соответствует данному этапу эволюции сознания планетного человечества. Однако даже эту часть Истины человечество, до определённого рубежа развития, не только не в состоянии воспринять адекватно, но, так называемая, свободная воля отдельного человека, отягощенного очевидностью, может даже противостоять Воле Солнечной Иерархии. И можно сказать, почему.

“Воля” человека в принципе не может быть “свободной”, но является намагниченной ближайшим окружением (социумом) или выдающимися представителями человечества (личный Идеал). Поэтому в случае, например, “принципа” Солнца (если перейти на язык Астрологии) правильнее говорить не о “воле”, которая есть всего лишь способность магнитной стрелки сознания поворачиваться в том или ином направлении (в том числе и антисоциальном, и антиидеальном) в зависимости от тех или иных энергетических воздействий (в том числе и космических), но о потоке психической энергии, вектор направления и, соответственно, приложения которой зависит от перечисленных влияний. Этот поток психической энергии нельзя назвать личным, потому что любой человек является всего лишь “проводником” психической энергии при его подключении (устремлении) к тем или иным энергетическим слоям Тонкого или Огненного Миров. Но он способен его усилить, в случае резонанса, или погасить, при несоответствии. Например, для обывателя, астральная грязь – радость, для подвижника – яд, и наоборот, высокий Агни сжигает энергетическую ткань низких сознаний, но трансмутирует и возносит сознания высокие.27

Таким образом, семеричное Солнце транслирует Волю Космического Магнита, а “принцип” Солнца в человеке в большинстве случаев указывает всего лишь на энергетический поток того или иного ортодоксального эгрегора, малой интенсивности и плохо или совсем не согласованный с Магнитом нашей Солнечной системы.

Аналогичны причины постоянного или временного рассогласования “принципов” других планет в сознании среднего человека с истинной Волей Планет и Знаков Зодиака, транслируемой соответствующими Логосами.

После всего сказанного нетрудно понять происхождение планет – управителей, заточителей, кульминаторов и декадентов в традиционной Астрологии. Их роль исполняют Планеты, Высокие Представители Логосов которых принимают непосредственное участие в эволюции сознания Земного человечества. Именно Они транслируют Волю Солнца и Знаков Зодиака и пытаются запечатлеть её в сознании Земного человечества.

12. Таким образом, Зодиакальный Круг есть великий Символ и олицетворённая Реальность Великой Иерархии Творящих Сил. Он не может быть соотнесён ни с какими-то отдельными созвездиями, поскольку имеет отношение к внутреннему устройству всей Вселенной; ни с одной только нашей Солнечной системой, но со всеми макро- и микрокосмическими системами; ни, тем более, с планетой Земля, этим временным жилищем полусознательного человечества.

Кроме того, Зодиак обладает такой многоплановой универсальностью, что с его помощью имеющие ключ могут, например, легко вычислить периоды любых Циклов активности и покоя: внутреннего человека, человеческих Рас, планетных Кругов, Солнечных Манвантар и Пралай вплоть до Махаманвантары, при завершении Века Брамы (например, 25920 х 12 = 311040). Зодиак лежит в основании всех наук и искусств, например, в химии – таблица Менделеева, или в музыке – музыкальный звукоряд; он связан с медициной, с психологией, с математикой, наконец.

Универсальность Зодиака делает и Астрологию наукой универсальной.

Ключ Зодиака открывает двери всех Тайн Космоса.

“Пусть люди смеются, но наука Астрология – наука величайшая, но, может быть по счастью, истинно знающие астрологи почти неизвестны”14.

Дополнительные цитаты.

“Иерархия Творящих Сил разделяется эзотерически на Семь ( четыре и три), заключающихся в Двенадцати великих Степенях, символизированных двенадцатью знаками Зодиака.”15

“Экзотерически Солнце являлось главою двенадцати великих Богов или же созвездий Зодиака; но эзотерически оно означало Мессию, Христа – существо, “помазанное” Великим Дыханием Единого – окруженного подвластными ему двенадцатью силами, в свою очередь, подчинёнными каждому из “Семи Сокровенных Богов” планет.”

“Высшие Духи были Космократорами, формовщиками нашей Солнечной системы.” “Знаки Зодиака – “Священные Животные” или “Небесный Пояс” – настолько же являются Сынами Богов или же Элохимами – как и Духи Земли; но они предшествуют им.”16

“Импульс к развитию интеллекта был принесен великими Духами, Сынами и Дочерьми Мудрости (Элохимами), пришедшими с высших планет и воплотившимися в конце третьей Расы…”17

“Человечество и звёзды неразрывно связаны между собою, благодаря Разумам, управляющим последними.”18

“…центры, вращаемые против Солнца, дают особую огненную энергию.”19

“Зажигание огней Лотоса – высшее проявление космического огня”.20

“Светила назначены путеводителями человечества”.21

“Объясните или дополните учение о Семи Солнцах семью системами Планов Бытия, центральными телами которых являются “Солнца”, и вы имеете семь Ангельских Планов, “Воинство” которых коллективно являются их Богами. Они являются Главной Группой, разделенной на четыре Класса, начиная от Бесплотных в нисходящем порядке до Полуплотных.”22

“Первый после Единого есть Божественный Огонь; второй – Огонь и Эфир; третий составлен из Огня, Эфира и Воды; четвертый из Огня, Эфира, Воды и Воздуха. Единый не касается Глобусов, несущих Человека, но внутренних невидимых Сфер. Перворожденные суть ЖИЗНЬ, СЕРДЦЕ и ПУЛЬС Вселенной; вторые – её РАЗУМ или Сознание.”23

“Таким образом, хотя седьмой “принцип” достигает человека через все фазы Бытия в чистоте и неразделенности элемента и безличного единства, но проходит через Центральное Духовное Солнце и Группу Второго, Полярного Солнца, и оба они излучают в человека его Атму. Третья Группа, Экваториальное Солнце, цементирует Буддхи с Атманом и с высшими свойствами Манаса; тогда как Четвертая Группа, Дух нашего Видимого Солнца, одаряет его Манасом и его носителем Кама Рупой или же телом страстей и желаний – двумя элементами Ахамкара, которые развивают индивидуализированное сознание, личное Ego. Наконец, Дух Земли в его троичном единстве, слагает физическое тело, привлекая к нему Духов Жизни и формируя его Линга Шарира.”24

“Веданта правильно указывает, что дух остаётся неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий не изменяемо, но эманация зерна изменяется в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание.”25

“Будем надеяться, что физиология скоро установит связь человеческого организма с Космосом, и будут подняты из праха науки вроде астрологии и алхимии и прочие познания тончайших энергий.”26

Примечания.

  1. Е.П. Блаватская. “Тайная Доктрина”, том I, с. 140.
  2. Е.П. Блаватская. “Тайная Доктрина”, том I, с. 722.
  3. Учение Живой Этики. “Иерархия”, 107.
  4. Учение Живой Этики. “Иерархия”
  5. Учение Живой Этики. “Иерархия”, 5.
  6. Учение Живой Этики. “Агни Йога”, 275.
  7. Письма Е.И. Рерих.
  8. Учение Живой Этики. “Беспредельность”, часть II, 466.
  9. Учение Живой Этики, “Агни Йога”, 18.
  10. Учение Живой Этики. “Мир Огненный”, часть II, 115.
  11. Е.П. Блаватская. “Комментарии к “Тайной Доктрине”, с. 76.
  12. Е.П. Блаватская. “Комментарии к “Тайной Доктрине”, с. 78.
  13. Е.П. Блаватская. “Тайная Доктрина”, том I, с. 66.
  14. Е.И. Рерих. Письма в Америку, том IV, с. 312.
  15. Е.П. Блаватская. “Тайная Доктрина”, том I, с. 271.
  16. Е.П. Блаватская. “Тайная Доктрина”, том II, с. 34.
  17. Письмо Е.И. Рерих от 18.6.35 г.
  18. Е.П. Блаватская. “Тайная Доктрина”, том II, с. 441.
  19. Учение Живой Этики. “Агни Йога”, 428.
  20. Учение Живой Этики. “Беспредельность”, часть I, 21.
  21. Учение Живой Этики. “Беспредельность”, часть I, 304.
  22. Е.П. Блаватская. “Тайная Доктрина”, том II, с. 300.
  23. Е.П. Блаватская. “Тайная Доктрина”, том I, с. 274.
  24. Е.П. Блаватская. “Тайная Доктрина”, том II, с. 301.
  25. Учение Живой Этики. “Агни Йога”, 275.
  26. Письмо Е.И. Рерих от 29.9.50.
  27. Письмо Е.И.Рерих от 21.6.38.: “…Истинно, “свободную” волю можно поставить в кавычки, ибо человек закован в оковы невежества и одержания тёмными силами. Люди воображают, что они свободны и действуют по произволу, но на самом деле они являются послушными орудиями злобных шептателей и даже одержателей. Свободная воля имеется лишь у духа, распилившего цепи самости.”
  28. Сергей Мамонов.

    Впервые напечатано в 2001 году в журнале «Звенигород».

    Посылайте вопросы, дополнения, иное мнение на multa-sergey@mail.ru