КОСМОГЕНЕЗИС
И
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ

В статье "Космогенезис и Астрология" кратко изложена эволюция Вселенной с точки зрения коллективных процессов. Теперь же читателю предлагается пройти тот же путь, наблюдая за динамикой развития микропроцессов, составляющих макрокосмическое Единство.

Из всех вопросов, которые когда-либо занимали и будут занимать человечество, проблемы духовного развития являются фундаментальными. Но они принципиально неразрешимы в рамках современной науки, представляющей человека как явление случайной флуктуации бессознательной Природы на одной из планет видимого тела Вселенной. И даже привлечение сюда психической надстройки человека, допускаемой западной наукой, даёт нам всего лишь малую дугу развития большого круга сознания человека, точнее, спирали духовного восхождения, если учесть периодичность инволюционно-эволюционных процессов развития. Между тем, древнейшие Учения Востока, основанные на Тайной Доктрине, некоторые Станцы из которой прокомментированы Е.П. Блаватской в одноимённом труде, говорят о человеке как о беспредельно совершенствующейся, в соответствии с едиными для всего Космоса Законами, микрокосмической системе. Причём только по мере совершенствования самой этой системы становится возможным проникнуть в сложность её структурного единства и законы иерархического взаимодействия её частей. Также явление Беспредельности не позволяет нам локализовать в Пространстве и Времени момент возникновения этой микросистемы как индивидуализированного объекта, но вынуждает рассматривать её как динамический ПРОЦЕСС, подчинённый Закону Всеобщего Ритма Вселенной или Великого Космического Дыхания, не имеющего ни начала, ни конца.

Тем не менее, все процессы в Космосе (в том числе и коллективные), в силу его изначального Единства, унифицированы настолько, что имеют общую схему разворачивания в конкретную полноту вне зависимости от того, будем ли мы изучать мельчайшую атомную частицу физической науки, Солнечную систему или современного человека. Любой объект, независимо от формы или её размеров, имеет в основе невидимую простым глазом (и даже лучшим из научных приборов) духовную матрицу или Монаду, или Дживу, которая тождественна по своей структуре Золотому Яйцу Брамы или Мировому Яйцу, как выражению Абстрактной Формы, и проходит те же этапы манвантарного проявления и формообразования, что и вся Вселенная.1

Так, на первой стадии манвантарного проявления, никогда не проявляющаяся Монада или Высшая Единица Пифагора, отвечающая непроявленному состоянию Вселенной или I Логосу (Браман), под действием Закона, вступающего в силу, когда пробьёт час, отражается в Предвечной Материи или намагничивает её таким образом, что сначала Трепет пробуждения к активной Жизни касается лишь высшего, атмического принципа монад, имеющего на данной стадии проявления (II Логос, Брама) Акашную Природу; монад, слитых в единую духоматерию, представляющую собой Божественный Огонь, и тем не менее сохраняющих свою индивидуальность в состоянии а-рупа и нуменального пространства. И даже более того. В этом наивысшем по субъективности состоянии Вселенной так же сохраняются все иерархические соотношения внутри рассматриваемого монадического Пространства, и таким образом сохраняется его структурная целостность. Так Вселенная являет собой двуначальную МОНАДУ, как Первичную Божественную Единицу, или АТОМ, делимость которого приведёт в дальнейшем к последовательному формированию бесконечного Космоса на всех уровнях коллективности Вселенной.

На второй стадии проявления потенциально активизируется буддхический принцип монад, имеющий "Эфирную Природу" и субстанциально отвечающий Второму Великому Космическому Элементу. Высшая Монада здесь поляризует пробуждённую духоматерию таким образом, что внутри монадического Единства возникают потенциальные силы притяжения и отталкивания, при этом Единый АТОМ условно делится на два, отвечающих двум Началам. Это состояние проявляющейся Вселенной обозначается числом Два и характеризуется изначальной неустойчивостью, поскольку Предвечная Материя ещё не готова к восприятию Божественной Мысли, не предполагающей Божественного Мыслителя, - Центр притяжения отсутствует, а потому отсутствует и устремление. В символическом выражении мы имеем Диаметр или два Радиуса в Круге.

Затем происходит Чудо, и Вселенная, пробуждённая от великого Сна Махапралайи и пульсирующая готовностью начать Новую Жизнь, получает на это Благословение Всевышнего. От Вершин Недосягаемого Высшая Монада или Самосущий Владыка (ОЕАОНОО) электризует к Жизни Изначальную Субстанцию, намагничивая её таким образом, что она становится явленным Космическим Магнитом (Оеаоhоо), подобным Магниту Высшей Монады.

Так Докосмический Фохат объединяет Начала Единого АТОМА вокруг Единого Центра Сил или Божественной Мысли, в которой сокрыт План всей Космогонии и Теогонии, и таким образом зароняет "ЗАРОДЫШ" (Прообраз Новой Вселенной), который сгущается в Мировое Яйцо. При этом пробуждается третий, манасический принцип монад, имеющий "Водную" Природу и субстанциально отвечающий Третьему Великому Космическому Элементу. Так потенциальное притяжение-отталкивание сменяется потенциальными центробежной-центростремительной силами. Так фохатическое вращение, воспринятое недифференцированной первичной материей от Докосмического Фохата, уявляет прообраз Спирали Духовного Восхождения в направлении, указанном Магнитом "Монады никогда не проявляющейся и пребывающей в одиночестве и темноте". Так Мать и Отец в своём коллективном выражении, но уже в образе Сына, устремляются Докосмическим Фохатом к новому вселенскому Циклу воплощений.

В символическом выражении мы имеем три Луча или Радиуса в Круге, или Треугольник в Круге, или три Круга в Круге - Отец, Мать и Сын, слитые в Единый ЗАРОДЫШ АТОМА, как Первичной Божественной Единицы, перед новым проявлением феноменальной Вселенной. Здесь важно понять, что Круг символизирует не пространственную или временную ограниченность, но состояние Всеединства. Также А-Рупа означает не отсутствие формы вообще, но Абстрактную Форму или её потенциальное существование.

Единый АТОМ, несущий в себе Прообраз Новой Вселенной, объединяет Атомы всех Солнечных систем, готовых к воплощению. При этом Единый коллективный "ЗАРОДЫШ" (Великая Иерархия Творящих Сил Космоса), сначала непроявленный (I Логос), затем проявленный (II Логос), но латентный, - на третьей стадии манвантарного проявления становится Махатом или Демиургом (активная Воля) в себе троичном. Так Атом каждой Солнечной системы имеет своим "Зародышем" Иерархию Строителей данной Солнечной системы, ведомую тремя наивысшими Сынами и Дочерьми Разума. Они несут в себе синтез всех Огней, Сердцами своими Они вмещают Беспредельность.

Переход границы Великого Дня "Будь с Нами" знаменуется новым делением Атомов всех Солнечных систем на Семь Главных и Пять Дополнительных Иерархий, символизированных Двенадцатью Знаками Зодиака. Так Числом Солнечной Общины становится Тридаша и Сонмы и Множества при дальнейшем погружении в материю. При этом монадическое Пространство, в которое погружен "Зародыш" или Ядро Атома, как Первичной Божественной Единицы, и до сих пор единый с ним, начинает претерпевать существенные изменения. На этом первом Плане дифференциации все монады становятся четверичными и представляют собой духовные матрицы Атма - Буддхи - Манас - Кама в соответствии с четырьмя Великими Космическими Элементами ("Бог начертал на "Пресвятых Четырёх"...), причём активно проявлена лишь атмическая составляющая монад, а на макроуровне материальной Вселенной - Принцип Атма ("Бог начертал на "Пресвятых Четырёх престол Своей Славы"...).

Так после длительных этапов Преображения все монады принимают законченный Облик Высшей Монады и в структурно-иерархическом отношении распределяются по широкой шкале от элементарных "атомов" материи Матрикс (Всеначальная энергия) до коллективных "Атомов", каковыми являются "Колёса, Серафимы, Священные Животные и Ангелы Помогающие".

В этом беспредельном Океане Огня, каким предстаёт перед нами Вселенная на первом Плане дифференциации, все монады вовлекаются Великим Дыханием в бесчисленные циклы воплощений на различных планетах и Солнечных системах, но начинают они свой путь с разными накоплениями, принесёнными ими из предыдущей Манвантары, что определённо делит их на Субъектов и объектов эволюции. Первые в совокупности представляют собой Великую Иерархию Творящих Сил, принимающих сознательное участие в эволюции в соответствии с Космическими Законами, олицетворением которых Они фактически являются, и направляющих эволюцию всех остальных объектов с полным отсутствием или наличием фрагментов самосознания на более низких Планах существования.

Поэтому все монады, вступающие в эволюцию в качестве её объектов, устремляются к Сердцу Иерархии, вовлекаясь Магнитами Солнечных систем в сферу их притяжения, чтобы наполниться Любовью Великих Сердец и получить огненный импульс к новым циклам воплощений. И ни одна из этих монад не может натурализоваться на Первом Плане дифференциации, минуя Иерархию Творящих Сил Космоса, - каждая имеет свою Небесную Мать или Небесного Отца, и только последние являются Анупадака.

Так единая четверичная основа или духовная матрица каждой монады усложняется наполнением Стихийным Огнём в соответствии с Семью Главными и Пятью Дополнительными Иерархиями (Двенадцать Знаков Зодиака). И потому каждая монада всегда отзвучит либо на одну из семи основных Нот, либо на одну из пяти дополнительных (До-диез, Ре-диез, Фа-диез, Соль-диез, Ля-диез). Так все монады, вступающие в эволюцию в качестве её объектов, определённым образом разводятся по иерархическим линиям Сынов и Дочерей Разума (половинчатые души Платона).

Трудно достичь состояния самосознания. Для этого монада многократно проводится через различные сферы материальности и множество форм известных Царств Природы, причём формы эти усложняются и утончаются по мере овладения монадой своими оболочками на соответствующих Планах существования. Процесс этот, для одной планетной Цепи, можно изобразить в виде разомкнутой циклической кривой, окончание которой, тем не менее, лежит уже в более высокой, по качеству материи, плоскости и даёт начало новой планетной Цепи через каждые семь витков спирали (рис 1).

Достигнув четвёртого Глобуса (например, нашей Земли), монада или Джива в структурном отношении становится семеричной. Но в минерале она связана только с Линга Земли, в растении - с Линга и Праной, в животном активизированы уже четыре Принципа. И только в человеке эта духовная матрица напряжена целиком.

Таким образом, матрица едина для всех монад, участвующих в эволюции в качестве её объектов, но её заполнение или рост и оформление соответствующих оболочек, называемый расширением сознания, происходит постепенно и пропорционально соответствующему Кругу, Глобусу и Расе для данной планетной Цепи.

Череда приливов и отливов от одного Глобуса к другому, от одной формы к другой, в своём неумолимом Ритме выносит, наконец, монаду к Вратам Беспредельности, пройти которые, однако, удаётся далеко не всем...

Если мы перейдём на макроуровень материальной Вселенной, то увидим, что Космос структурирован не только в плоскости, но именно иерархически структурирован. И семь его энергетических плоскостей или Принципов различаются по степени утончённости или качеству материи. Это в статике. А в динамике, в соответствии с Законом Ритмического Дыхания Вселенной, разворачивание Космоса в конкретную полноту на стадии Выдоха (рис.2) есть постепенное и последовательное формирование его Планов от высшего (План Атма) до низшего (План физической материи)

.

Материальность этих Планов вполне конкретна и обусловлена всё более усложняющимися комбинациями и сочетаниями элементарных "атомов" материи Матрикс, нуменом которых являются великие Космические Элементы. Однако выражение "космический План" не нужно понимать как ровную материальную плоскость или сферу, возникшую неизвестно как и зачем. Это есть собирательное понятие, включающее в себя все Сферы-Глобусы всех планет и Солнечных систем, которым нет числа, и другие космические объекты, имеющие одно качество на семеричной шкале материального Космоса. Планетные Цепи или Колёса, как коллективные Атомы, являются космическими Домами для множества индивидуальных монад-атомов, находящихся на разных ступенях духовного развития, точно так же, как физическое тело человека, как целое, включает в себя мириады микрожизней на клеточном уровне, объединённых, однако, общей судьбой. Строительством этих космических Домов или Сфер-Глобусов и продвижением эволюции их жителей-монад занята Великая Иерархия Творящих Сил, семь Ангельских Планов которой как раз и отвечают семи Планам Бытия.

Малые Дыхания Глобусов, Планет и Солнечных систем подчинены единым Законам и подобны великому Дыханию Космоса, отличаясь лишь периодами активности и покоя. Также рождаются и умирают люди и всё живое, также расцветают и угасают нации и государства, так овладевают и теряют свою связь с массами великие и малые идеи и учения.

Ритму Космического Дыхания подчинено ВСЁ.

"Таким образом, хотя седьмой "принцип" достигает человека через все фазы Бытия в чистоте и нераздельности элемента и безличного единства, но проходит через Центральное Духовное Солнце и Группу Второго, Полярного Солнца, и оба они излучают в человека его Атму. Третья Группа, Экваториальное Солнце, цементирует Буддхи с Атманом и с высшими свойствами Манаса; тогда как Четвёртая Группа, Дух нашего Видимого Солнца, одаряет его Манасом и его носителем Кама-Рупой или же телом страстей и желаний - двумя элементами Ахамкара, которые развивают индивидуализированное сознание, личное Еgо. Наконец, Дух Земли, в его троичном единстве, слагает физическое тело, привлекая к нему Духов Жизни и формируя его Линга Шарира".2

Так мы приходим из Беспредельности и вновь туда уйдём, но в полном осознании этого Закона Жизни. Прекрасной кометой или звездой падаем мы на Землю от Вершин Недосягаемого, - как Солнце сердце её, красив и хвост её сверкающих желаний. Но краток миг земного счастья, и путь наш через сферы ослепительной любви, лишь искры угасающих желаний останутся в объятиях Земли...

Образ прекрасной кометы не метафора, но жизненная реальность. Так в семеричном человеке мы имеем Ядро или Зерно духа или Нового человека, основа которого - принцип Буддхи - совместно с Атма и высшими свойствами Манаса, представляет Вершину нашего сознания, Чашу Амриты или Магнит Духа. Имеем мы и хвост кометы или Ветхого человека, срединный принцип которого - Кама - в соединении с интеллектом и низшими принципами, представляет основу материального сознания или Магнит Души. Эти два Магнита имеют противоположную направленность и при абстрактно-статическом рассмотрении человека укажут на двойственность и противоречивость человеческой природы, утвердившейся на единой основе сердца. (Рис.3)

Действительно, в то время как высшее или бессмертное Еgо человека устремляет его к источнику Беспредельности и вводит в сферу полного слияния с Космическим Магнитом, его низшее Еgо толкает к накоплению материальных благ, погружает в сферу отталкивания и противодействия Космическому Магниту и ведёт к изоляции в сфере Земли.

Однако противоречие это легко снимается при рассмотрении человека в единстве со всеми динамическими процессами Вселенной. И Новый человек, в соответствии с Законом Ритмического Дыхания Космоса, снова и снова воплощается в тело Ветхого человека, доколе не изобразится в нас Христос.

Другими словами, погружение в низшие слои материи не есть самоцель, но необходимое условие приобретения и развития лучших качеств Духа, способностей и талантов, которые незаметно идут на формирование Нового человека или нашей высшей Индивидуальности. И чем грубее материя, тем выше напряжение Ветхого человека при взаимодействии с ней, и значит ассимиляция новых энергий протекает ускоренными темпами. Ведь, чтобы утончить материю сознания, надо её расплавить, - а это достижимо только в упорном труде и учении за пределами наших возможностей.

Таким образом, явление Ветхого человека не есть конечная цель, но только средство или ступень восхождения духа. На нём делается акцент лишь на инволюционном полувитке спирали духовного развития (рис.2). Но за Выдохом неминуемо последует Вдох, как за приливом - отлив, и в этой паузе Великого Дыхания акценты будут смещены. И лучше это сделать добровольно, иначе центробежные силы низших слоёв материи вынесут нас далеко за пределы области влияния Космического Магнита, иначе говоря, превратят в космический сор.

Так на восходящей дуге спирали интеллект будет украшен мудростью, корысть смещена бескорыстием, и радуга светлой любви ко всему человечеству покроет куполом счастья маленькое себялюбивое существо, называющее себя человеком.

Таким образом, эволюция человеческого сознания носит не случайный и локализованный, но системный и непрерывный, иначе говоря, законный характер, если расширить понятие Закона до размеров космических. Такому расширению с успехом может помочь современная наука. Она может помочь человеку духовно родиться и окончательно определиться в своём космическом предназначении, после чего уже Новый человек будет в состоянии помочь преображению науки и её неизбежной трансформации в Науку Будущего. Многому может помочь наука, но науке поможет только расширение сознания, что даст возможность увидеть семеричный Космос и все его структурные компоненты в их изначальном иерархическом Единстве.

Согласно этому Закону Единства семеричный человек, как микрокосмическая система, в структурно-иерархическом отношении подобен всему Космосу и представляет собой Солнечную систему в миниатюре. Её центральная фигура есть Зерно Духа или Индивидуальность, или Высшее Ego, или Новый человек, Сердце которого - принцип Буддхи - является Солнцем Солнечной системы человека. Её планетная система представлена Ветхим человеком, пять принципов которого составляют наше материальное сознание или Низшее Еgо, или Личность. В момент рождения Ветхий человек структурируется и намагничивается Магнитом Солнечной системы таким образом, что Личность человека приобретает 12 граней, характер восприятия и выявления которых в сферах внутренней и внешней жизни определяется характером Знака Зодиака на куспиде соответствующего Астрологического Дома. При этом отпечатки Лучей планет и Светил на ткани человеческой Души усилят акценты судьбы на тех сферах жизни человека, которые в данном воплощении являются главными.

Таким образом, Ветхий человек оказывается распятым на Астрологическом Кресте, качественная природа которого определяется восходящим в момент рождения Знаком Зодиака; и Крест этот вращается против Солнца вокруг Зерна Духа или Сердца человеческого, совершая один оборот за 28 лет или три за 84 года - период обращения Урана.

Прохождение транзитными Аsc, Dsс, Мс и Iс соответствующих Знаков Зодиака, Астрологических Домов и планет и Светил натальной карты укажут на характер событий и акцентируемую сферу жизни и дадут узлы судьбы, кармические напряжения в которых неизбежны. Если к этим влияниям мы добавим воздействие транзитных планет и Светил, продолжающих свой бег по небосклону и после нашего рождения, то получим очень сложный энергетический рисунок судьбы человека, который с большим или меньшим успехом, но может быть прочитан. Однако, для нас сейчас важен не сам по себе факт объективной энергетической записи судьбы каждого конкретного человека на тонкой материи его личностных оболочек и возможности ее прочтения опытным Астрологом, что давно подтверждено на практике. Главный вывод будет заключаться в том, что таким образом совершается ЭВОЛЮЦИЯ человеческого сознания, которую можно считать принудительной, но лучше назвать ЗАКОННОЙ.

Именно, распятие на Кресте Судьбы каждого новорождённого происходит в соответствии с Законом Эволюции и не зависит от его желания, т.е. ОБЪЕКТИВНО. Вращение же Астрологического Креста и транзитные перемещения планет и Светил, совершающиеся непрерывно, каждое мгновение перераспределяют одни и те же энергии внутри энергетического комплекса человека таким образом, что в тех или иных сферах его жизни возникают перенапряжения гармоничного или дисгармоничного характера, которые, в свою очередь, влекут за собой изменение характеристик имеющихся каналов восприятия и самовыражения человека или возникновение новых. И поскольку каждый из нас органически включён в энергетическую ткань или ковёр пространства, основными узелками которого являются люди, то его взаимоотношения с ними будут постоянно меняться вплоть до возможно полного разрыва этой ткани и перемещения человека в пространстве людей и обстоятельств.

Поэтому главная трудность космической Эволюции сознания состоит в том, что её объекты не понимают сущности общединамических процессов, протекающих во всей Вселенной, и не могут соотнести их резонансные отображения в человеке с ритмом своих внутренних перемен.

Но как бы ни были трудны космические дороги, земное человечество упорно идёт по ним, держась за руку Тех, кто на Заре Манвантары вывел нас на путь Эволюции и не покинет до тех пор, пока мы не научимся идти сами.

На перекрестке всех дорог лежит сердце, - куда устремимся? Много сказано о сердце, - скажем ещё, ведь корни всего, что с нами происходит, находятся в сердце. Но в котором? Спросите кардиохирурга, - он многое знает о сердце. Дайте психологу или гадалке клубок своих проблем, и они покажут вам, что пряжа страстей и желаний тянется из сердца. И Святой вам скажет о Любви и её живоносном источнике - Сердце. Но Учитель Востока укажет вам на семь Солнц, из которых нам видно только одно. И каждый будет прав на своём месте, но Учитель провёл самую длинную линию, потому что нить сердца проходит через все Миры.

Встав на путь сердца, мы придём к его Храму, вмещающему всё человечество. В символическом притворе его толпятся язычники или грешники, не помышляющие о спасении, и сердца их ещё не очищены от страстей и пороков. Здесь и невежество, и дикость, и отсутствие морали. Здесь Ад ортодоксальных христиан, царство Луны или греха, а ум Желаний не знает законов, - ни космических, ни человеческих; и Страж Порога - КАМА-РУПА стоит у входа в среднюю часть Храма или Чистилище ( рис. 4 ).

Между Солнцем и Луной, Алтарём и папертью, между Небом и землёй, Раем и Адом помещается распятое человечество. Именно, чтобы пройти Царскими Вратами в Жизнь Вечную, надо в этой временной жизни распять своего Ветхого человека или самость, то есть подчинить его закону, научить морали, просветить образованием, очистить сердце его от страстей и пороков, вселить Веру в Нового человека, заронить Надежду на торжество Нового Мира и пробудить в сердце Любовь к Учителю жизни, которая одна только может провести через Врата Беспредельности. Но нелегко пройти Вратами Счастья, и двойственность поляризованного астрала стала бичём современного человечества. Мы умудряемся одних любить - других же ненавидеть, являть бесстрашие и страх, доброжелательность и злобу, печаль и радость, смех и слёзы. Меж тем как Солнце светит всем, и лилия никогда не устанет любить, потому что вся сущность её есть любовь.

Так, надо выбрать между Солнцем и Луной, ибо Сроки приблизились.

"Иже успеет услышать своего духа голос, - над бездною вознесётся", - так говорил Сергий. В Алтаре Храма пребывает Сердце наивысшее, - это Солнце или Мессия, Христос - существо, "помазанное" Великим Дыханием Единого. В нём заключается Царство Божие и Жизнь Вечная, в нём живёт Истина, Мудрость и Любовь. Из этой Чаши Грааля изливается великий Агни или Благодать Святаго Духа. Здесь царство Живой Этики, Нового Мира и Космических Законов. Здесь пребывают Великие Учителя человечества, Руководители Новой страны и Новых людей - святых и подвижников - творцов высочайшей Культуры. Множество раз проходили Они Храмом Сердца: давали высшие Учения, протягивали руку Помощи, являли Образец для подражания. Звали к любви и милосердию, но были распинаемы. Слагали Общину, но неизменно побивались камнями. Учили о стройной государственности, но были гонимы и преследуемы невеждами. Принимали великие страдания, чтобы только показать путь к Вратам Счастья. Но многие ли сумели пройти в Алтарь вслед за Ними?

Много путей ведёт к счастью, но все они верхние, в гору, низом не пройти. Путей и тропинок много, но Врата только одни, - Врата Сердца. Можно пройти мужеством. Можно пройти радостью. Можно пройти красотой. Можно и нужно пройти всем лучшим, что в нас есть.

Счастливого Пути!

Сергей Мамонов.

Впервые напечатано в 2003 году в журнале «Звенигород».

Посылайте вопросы, дополнения, иное мнение на multa-sergey@mail.ru

vlkmo.ru